Электрический самолёт DHC-2 Beaver от Harbour Air и MagniX

В Канаде состоялось успешное испытание первого в мире полностью электрического гидросамолёта на базе винтажного DHC-2 Beaver. Электросамолёт является плодом сотрудничества крупнейшей канадской чартерной авиакомпании Harbour Air и австралийско-американской старт-ап компании magniX, которая занимается разработкой и производством высокоэффективных электрических двигателей.

Электрический самолёт DHC-2 Beaver от Harbour Air и MagniX
Harbour Air / magniX

Под восторженные крики толпы жёлто-синий DHC-2 Beaver оторвался от воды главной реки Британской Колумбии Фрейзер и покружил над нею на протяжении примерно 15 минут. Хотя производство таких гидросамолётов закончилось в 1967 году, спрос на них достаточно высок и в наши дни, потому несколько компаний продолжают выпускать запасные части. Кроме того, некоторые организации проводят официальную модернизацию «бобров», заменяя устаревшие двигатели на новые. К слову, при должном уходе и оригинальные силовые установки Pratt & Whitney Wasp отлично сохраняют свои характеристики.

Электрический самолёт DHC-2 Beaver от Harbour Air и MagniX
Darryl Dyck/Bloomberg

В большинстве «бобров» во флоте компании Harbour Air до сих пор установлены девятицилиндровые 450-сильные двигатели, произведённые в 1950-х годах. DHC-2 Beaver справедливо считается одним из самых удачных летательных аппаратов в истории Канады и всего мира. Он отлично подходит для эксплуатации на неосвоенных территориях и в сложных условиях благодаря возможности короткого взлёта и посадки. Кроме того, он отличается своей универсальностью: его многочисленные конфигурации используются для грузопассажирских перевозок, авиахимических работ, спасательных операций и даже в ВВС некоторых стран.

Двигатель Pratt & Whitney R-985 / THE FILSON JOURNAL
Wikimedia Commons

Компания Harbour Air предлагает услуги «воздушного такси» в Ванкувере и окружающих его территориях. Частые 15-25-минутные рейсы на небольшие дистанции – идеальные кандидаты для введения электрической авиации. Особенно на фоне практики использования традиционных топливных самолётов для покрытия относительно небольших дистанций: по мнению специалистов, такие перелёты невыгодны как с финансовой, так и с климатической точки зрения. DHC-2 Beaver, на базе которого был изготовлен первый электрический гидросамолёт, произведён в Канаде в 1957 году. На протяжении десятков лет он служил одним из немногих средств связи между городом Анкоридж и удалёнными поселениями Аляски, а также выполнял чартерные рейсы. В марте 2019 года компании Harbour Air и magniX объявили о совместном проекте по превращению этого 62-летнего DHC-2 Beaver в первый электрический гидросамолёт. Для реализации проекта команда magniX заменила стандартную силовую установку самолёта собственной разработкой – электрическим двигателем Magni500 мощностью 750 л. с.

Magni500 / Harbour Air / magniX
Harbour Air / magniX

 
Основатель Harbour Air Грег Макдугал утверждает, что в будущем он хотел бы полностью преобразить флот своей компании, оборудовав все 42 DHC-2 Beaver электрическими двигателями разной мощности в зависимости от дальности рейсов. Директор magniX Рой Ганцарски признался, что для реализации этой задумки понадобится пару лет – в первую очередь для многочисленных лётных тестов и преодоления бюрократической стены, заключающейся в получении всевозможных лицензий и оформлении прочих регуляционных документов.

Электрический самолёт DHC-2 Beaver от Harbour Air и MagniX
Harbour Air / magniX

Кроме того, Ганцарски рассказал, что им предстоит поработать над увеличением запаса хода. Как и электромобили, DHC-2 Beaver полностью полагается на массивные батареи, однако для путешествия по воздуху необходимо гораздо больше энергии. Большинство современных батарей не обладают достаточной для своей массы плотностью энергии, чтобы поднять в воздух целый самолёт. Более того, при сравнении литий-ионной батареи и равного ей по массе количества авиационного топлива второе выдаёт в десятки раз больше полезной энергии. Запаса аккумуляторов пробного электрического DHC-2 Beaver хватает примерно на 160 километров. Макдугал и Ганцарски верят, что таких показателей достаточно как для большинства рейсов Harbour Air, так и для первых шагов революции в сфере авиации. Возможно, в будущем технология сумеет поддерживать и более длительные рейсы.

Основатель и главный исполнительный директор Harbour Air Грег Макдугал / AFP Photo/Don MacKinnon

По мере увеличения запаса хода электрических DHC-2 Beaver к 2021 году Макдугал надеется справиться с документацией, необходимой для осуществления грузопассажирских перевозок. Вероятно, в 2022 году жители Канады уже смогут приобрести билеты на полностью электрического «бобра».

Электрический самолёт DHC-2 Beaver от Harbour Air и MagniX
Harbour Air / magniX
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий