Люди плохо локализуют низкие звуковые частоты, потому в многополосных автомобильных аудиосистемах можно обустроить всего одну крупную низкочастотную колонку – сабвуфер. Впрочем, выбор сабвуфера – это непростая задача, поскольку для покупки подходящего устройства необходимо учесть множество факторов, которые оказывают всестороннее влияние на дальнейший музыкальный опыт водителя и пассажиров. В нашей статье мы расскажем вам, на какие моменты следует обратить внимание в первую очередь, если вы решили дополнить аудиосистему своего автомобиля сабвуфером.

Прежде всего, если вы решили купить сабвуфер JBL, Focal, Alpine, SWAT, EDGE, Kicx или другого именитого бренда, следует обращаться в проверенные магазины. Например, в SLPaudio по ссылке https://splaudio.com.ua/catalog/sabvufery/filter/proizvoditel-is-jbl/apply/ представлен широкий ассортимент сабвуферов: консультанты магазина всегда помогут с выбором и детально расскажут о характеристиках и особенностях интересующих вас моделей. Тем не менее для начала следует разобраться хотя бы в базовых характеристиках низкочастотных акустических систем.
Что такое сабвуфер?
Сабвуфер – это акустическая система, предназначенная для воспроизведения звуков низких частот (бас, суббас). В зависимости от специфики конструкции динамика, диапазоны рабочих частот сабов могут отличаться. Как правило, нижняя грань диапазона находится не ниже 20 Гц, а верхнюю можно выбирать, руководствуясь рабочими диапазонами выбранных «сателлитов». Для лучшей стыковки амплитудно-частотных и фазово-частотных характеристик компонентов системы следует подбирать сабвуфер и основные динамики с незначительным пересечением частот. К слову, в некоторых сабах возможно подстроить верхнюю граничную частоту (а иногда и нижнюю).

Мощность и сопротивление

Сопротивление и мощность сабвуфера – это тесно связанные параметры: чем ниже сопротивление, тем больше энергии устройство может получить от сети автомобиля и усилителя. В то же время слишком низкое сопротивление чревато нагревом усилителя и искажением звука. Оптимальным считается значение в диапазоне от 4 до 8 Ом. Какой бы вы ни выбрали сабвуфер в машину: JBL, Kicx, Alpine, Focal или любого другого бренда, при рассмотрении мощности саба следует обращать внимание на RMS – среднеквадратическую звуковую мощность, которую зачастую обозначают как номинальную. Следуя правилу большого пальца, предпочтение лучше отдавать моделям с более высокими показателями мощности. Но при этом важно помнить, что большое количество ватт не всегда равнозначно качественному звучанию.
Чувствительность

Эффективность преобразования мощности устройства в звуки отображает такой параметр, как чувствительность. Сабвуфер с менее мощным усилителем, но высокой чувствительностью вполне способен перещеголять более высокомощное устройство по громкости и качеству звучания. О чувствительности прибора можно судить по SPL – уровню звукового давления в децибелах. Некоторые энтузиасты автомобильной акустики соревнуется между собой в сборке самых громких акустических систем. В культуре этой явление даже получило прозвище SPL-войны: зачастую такие автомобили не приспособлены для проигрывания обычной музыки или даже для вождения. Для такого явно недостаточно купить сабвуфер JBL в машину, однако даже стандартные сабы могут порадовать автомобилистов приличной громкостью звука.
Размер и вес

Переходим от эмпирических характеристик к более осязаемым: размер и вес сабвуфера также входят в перечень самых актуальных параметров при выборе акустической системы для автомобиля. Как и в случае мощности, здесь следует обращать внимание на более габаритные устройства, но не переборщить: при пиковых нагрузках слишком большие сабы негативно влияют на комфорт пребывания в автомобиле, не говоря уж о комфорте управления им. При подборе системы следует учитывать габариты вашего автомобиля, его конструктивные особенности, а также ваши эксплуатационные требования к транспортному средству.
Виды сабвуферов

С точки зрения наличия усилителя мощности автомобильные сабы разделяют на:
- Активные – со встроенным усилителем мощности. Такой сабвуфер позволяет снять часть нагрузки с основного усилителя, а наличие активного кроссовера упрощает согласование саба с «сателлитами» за счёт возможности подстройки параметров работы устройства.
- Пассивные – без усилителя. Их подключают к отдельному каналу основного усилителя или параллельно основным колонкам. Иногда под сабвуфер приобретают дополнительный усилитель. Пассивный саб не имеет тонких настроек параметров, и изменения в его звучании реализуются за счёт настройки на внешнем усилителе / магнитоле, а также за счёт манипуляций с его положением в автомобиле.
Важнейшую роль в определении звучания сабвуфера играет его конструкция. Простыми словами, акустическое оформление может быть открытым или закрытым. Герметичный / закрытый ящик: саб без дополнительных излучателей звука. Его динамик установлен в одной из внешних стенок полностью герметичной «коробки». В то же время выделяют несколько подвидов открытых конструкций:
- Фазоинвертор / портовый: динамик такого саба также размещается в одной их стенок ящика. Однако, помимо него, в ящике также присутствуют трубы / порты, которые выводят воздух от задней части диффузора.
- Пассивный радиатор / излучатель: является близким к фазоинверторам, однако вместо полого воздуховода в таких сабвуферах устанавливают дополнительный диффузор без звуковой катушки и магнита. Масса и размер этого диффузора влияет на нижнюю границу рабочей частоты устройства.

- Band-pass: представляет собой частный случай фазоинверторного ящика, при котором динамик располагается внутри конструкции на перегородке между камерами, сообщёнными с внешним пространством воздуховодами. Существует несколько видов бандпассов, которые отличаются количеством камер, фазоинверторов и динамиков. Рупорный сабвуфер иногда определяют как отдельный вид сабов или как подвид бандпасса, который отличается расширяющейся кнаружи формой раструба. Их особенность заключается в более высоком звуковом давлении, в сравнении с другими типами сабвуферов.
Материал

При выборе сабвуфера также стоит обратить внимание на материалы, из которых изготавливают его компоненты. К примеру, диффузоры бывают алюминиевыми, бумажными, полипропиленовыми, карбоновыми или кевларовыми. Подвесы сабов могут изготавливать из ППУ (пенополиуретана), резины, каучука или прорезиненной ткани. Все эти материалы по-своему хорошо справляются с воспроизведением звука на низких частотах. Однако у каждого из них есть свои преимущества и недостатки, связанные с прочностью и долговечностью конструкции, ценой, акустическими характеристиками и т. п. Как на качество звука, так и на долговечность сабвуфера при условии его эксплуатации в автомобиле влияет материал корпуса. Самыми распространёнными вариантами материалов являются:
- ДСП: в основном используется для изготовления черновых корпусов или для самых бюджетных сабов.
- МДФ: благодаря плотности и хорошему внутреннему демпфированию служит на порядок лучше, чем ДСП.
- Фанера: за счёт многослойной структуры даёт сабвуферу высокую жёсткость, что положительно сказывается на звуке.
- Стеклопластик: самый подходящий вариант из-за отсутствия подверженности вибрациям и воздействию влаги.
Установка

Когда вы определились с ключевыми акустическими параметрами и видом саба, следует подумать о размещении системы в вашем автомобиле. Большинство машин не приспособлены для установки подобных акустических компонентов. Однако многие производители предлагают клиентам приобрести специальные наборы с подставками и креплениями, которые позволят максимально надёжно зафиксировать устройство и добиться от него лучшего звучания. Как правило, из-за габаритов сабов их устанавливают в багажнике либо под сидениями и даже вместо них: при подборе места следует ориентироваться на тип кузова автомобиля и его конструкционные особенности. Важно правильно выбрать и проложить проводку, чтобы акустическая система имела шанс раскрыться, не только соблюдая полярность подключения, но и беря во внимание сопротивление, сечение и мягкость кабелей.