Как выбрать сабвуфер для автомобиля

Люди плохо локализуют низкие звуковые частоты, потому в многополосных автомобильных аудиосистемах можно обустроить всего одну крупную низкочастотную колонку – сабвуфер. Впрочем, выбор сабвуфера – это непростая задача, поскольку для покупки подходящего устройства необходимо учесть множество факторов, которые оказывают всестороннее влияние на дальнейший музыкальный опыт водителя и пассажиров. В нашей статье мы расскажем вам, на какие моменты следует обратить внимание в первую очередь, если вы решили дополнить аудиосистему своего автомобиля сабвуфером.

Как выбрать сабвуфер для автомобиля
Car Stereo City

Прежде всего, если вы решили купить сабвуфер JBL, Focal, Alpine, SWAT, EDGE, Kicx или другого именитого бренда, следует обращаться в проверенные магазины. Например, в SLPaudio по ссылке https://splaudio.com.ua/catalog/sabvufery/filter/proizvoditel-is-jbl/apply/ представлен широкий ассортимент сабвуферов: консультанты магазина всегда помогут с выбором и детально расскажут о характеристиках и особенностях интересующих вас моделей. Тем не менее для начала следует разобраться хотя бы в базовых характеристиках низкочастотных акустических систем.

Что такое сабвуфер?

Сабвуфер – это акустическая система, предназначенная для воспроизведения звуков низких частот (бас, суббас). В зависимости от специфики конструкции динамика, диапазоны рабочих частот сабов могут отличаться. Как правило, нижняя грань диапазона находится не ниже 20 Гц, а верхнюю можно выбирать, руководствуясь рабочими диапазонами выбранных «сателлитов». Для лучшей стыковки амплитудно-частотных и фазово-частотных характеристик компонентов системы следует подбирать сабвуфер и основные динамики с незначительным пересечением частот. К слову, в некоторых сабах возможно подстроить верхнюю граничную частоту (а иногда и нижнюю).

Shutterstock

Мощность и сопротивление

Как выбрать сабвуфер для автомобиля
kynny

Сопротивление и мощность сабвуфера – это тесно связанные параметры: чем ниже сопротивление, тем больше энергии устройство может получить от сети автомобиля и усилителя. В то же время слишком низкое сопротивление чревато нагревом усилителя и искажением звука. Оптимальным считается значение в диапазоне от 4 до 8 Ом. Какой бы вы ни выбрали сабвуфер в машину: JBL, Kicx, Alpine, Focal или любого другого бренда, при рассмотрении мощности саба следует обращать внимание на RMS – среднеквадратическую звуковую мощность, которую зачастую обозначают как номинальную. Следуя правилу большого пальца, предпочтение лучше отдавать моделям с более высокими показателями мощности. Но при этом важно помнить, что большое количество ватт не всегда равнозначно качественному звучанию.

Чувствительность

Как выбрать сабвуфер для автомобиля
Ministry of Bass

Эффективность преобразования мощности устройства в звуки отображает такой параметр, как чувствительность. Сабвуфер с менее мощным усилителем, но высокой чувствительностью вполне способен перещеголять более высокомощное устройство по громкости и качеству звучания. О чувствительности прибора можно судить по SPL – уровню звукового давления в децибелах. Некоторые энтузиасты автомобильной акустики соревнуется между собой в сборке самых громких акустических систем. В культуре этой явление даже получило прозвище SPL-войны: зачастую такие автомобили не приспособлены для проигрывания обычной музыки или даже для вождения. Для такого явно недостаточно купить сабвуфер JBL в машину, однако даже стандартные сабы могут порадовать автомобилистов приличной громкостью звука.

Размер и вес

JBL

Переходим от эмпирических характеристик к более осязаемым: размер и вес сабвуфера также входят в перечень самых актуальных параметров при выборе акустической системы для автомобиля. Как и в случае мощности, здесь следует обращать внимание на более габаритные устройства, но не переборщить: при пиковых нагрузках слишком большие сабы негативно влияют на комфорт пребывания в автомобиле, не говоря уж о комфорте управления им. При подборе системы следует учитывать габариты вашего автомобиля, его конструктивные особенности, а также ваши эксплуатационные требования к транспортному средству.

Виды сабвуферов

MARK WEBB

С точки зрения наличия усилителя мощности автомобильные сабы разделяют на:

  • Активные – со встроенным усилителем мощности. Такой сабвуфер позволяет снять часть нагрузки с основного усилителя, а наличие активного кроссовера упрощает согласование саба с «сателлитами» за счёт возможности подстройки параметров работы устройства.
  • Пассивные – без усилителя. Их подключают к отдельному каналу основного усилителя или параллельно основным колонкам. Иногда под сабвуфер приобретают дополнительный усилитель. Пассивный саб не имеет тонких настроек параметров, и изменения в его звучании реализуются за счёт настройки на внешнем усилителе / магнитоле, а также за счёт манипуляций с его положением в автомобиле.

Важнейшую роль в определении звучания сабвуфера играет его конструкция. Простыми словами, акустическое оформление может быть открытым или закрытым. Герметичный / закрытый ящик: саб без дополнительных излучателей звука. Его динамик установлен в одной из внешних стенок полностью герметичной «коробки». В то же время выделяют несколько подвидов открытых конструкций:

  • Фазоинвертор / портовый: динамик такого саба также размещается в одной их стенок ящика. Однако, помимо него, в ящике также присутствуют трубы / порты, которые выводят воздух от задней части диффузора.
  • Пассивный радиатор / излучатель: является близким к фазоинверторам, однако вместо полого воздуховода в таких сабвуферах устанавливают дополнительный диффузор без звуковой катушки и магнита. Масса и размер этого диффузора влияет на нижнюю границу рабочей частоты устройства.
Wikimedia Commons
  • Band-pass: представляет собой частный случай фазоинверторного ящика, при котором динамик располагается внутри конструкции на перегородке между камерами, сообщёнными с внешним пространством воздуховодами. Существует несколько видов бандпассов, которые отличаются количеством камер, фазоинверторов и динамиков. Рупорный сабвуфер иногда определяют как отдельный вид сабов или как подвид бандпасса, который отличается расширяющейся кнаружи формой раструба. Их особенность заключается в более высоком звуковом давлении, в сравнении с другими типами сабвуферов.

Материал

AudioMotive

При выборе сабвуфера также стоит обратить внимание на материалы, из которых изготавливают его компоненты. К примеру, диффузоры бывают алюминиевыми, бумажными, полипропиленовыми, карбоновыми или кевларовыми. Подвесы сабов могут изготавливать из ППУ (пенополиуретана), резины, каучука или прорезиненной ткани. Все эти материалы по-своему хорошо справляются с воспроизведением звука на низких частотах. Однако у каждого из них есть свои преимущества и недостатки, связанные с прочностью и долговечностью конструкции, ценой, акустическими характеристиками и т. п. Как на качество звука, так и на долговечность сабвуфера при условии его эксплуатации в автомобиле влияет материал корпуса. Самыми распространёнными вариантами материалов являются:

  • ДСП: в основном используется для изготовления черновых корпусов или для самых бюджетных сабов.
  • МДФ: благодаря плотности и хорошему внутреннему демпфированию служит на порядок лучше, чем ДСП.
  • Фанера: за счёт многослойной структуры даёт сабвуферу высокую жёсткость, что положительно сказывается на звуке.
  • Стеклопластик: самый подходящий вариант из-за отсутствия подверженности вибрациям и воздействию влаги.

Установка

Как выбрать сабвуфер для автомобиля
Shutterstock

Когда вы определились с ключевыми акустическими параметрами и видом саба, следует подумать о размещении системы в вашем автомобиле. Большинство машин не приспособлены для установки подобных акустических компонентов. Однако многие производители предлагают клиентам приобрести специальные наборы с подставками и креплениями, которые позволят максимально надёжно зафиксировать устройство и добиться от него лучшего звучания. Как правило, из-за габаритов сабов их устанавливают в багажнике либо под сидениями и даже вместо них: при подборе места следует ориентироваться на тип кузова автомобиля и его конструкционные особенности. Важно правильно выбрать и проложить проводку, чтобы акустическая система имела шанс раскрыться, не только соблюдая полярность подключения, но и беря во внимание сопротивление, сечение и мягкость кабелей.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий