Каждый день 71-летний мастер Там Кам Чун уединяется в тишине заброшенной рыбацкой верфи, вручную изготавливая традиционные китайские рыбацкие лодки. Его предки веками использовали такие суда для своего промысла, но лодки старого мастера призваны сохранить исчезающее наследие его родного Макао.
Столетиями судостроение было сердцем провинции Макао – бывшей португальской колонии, которая из крошечной рыбацкой деревни превратилась в один из ведущих портов мира. В последнее время город превратился в центр азартных игр, многочисленные казино стали главным источником дохода для местных жителей, и о древнем промысле начали забывать. Более того, материковый Китай стал массово поставлять металлические рыбацкие суда – более быстрые и дешёвые в производстве, потому потребность в традиционных деревянных лодках полностью иссякла. С 2006 года верфи Макао не изготовили ни одного судна – по крайней мере полноразмерного.
В 2016 году один из местных храмов обратился к Таму, известному в городе мастеру судостроительного ремесла, с просьбой воссоздать миниатюру так называемой джонки – традиционного китайского парусного судна. С тех пор Там Кам Чун смастерил не менее дюжины миниатюр старинных судов, которые он когда-то создавал в полную величину. Старый мастер уверен, что его дело заключается вовсе не в штамповке моделей, а в передаче памяти и истории судостроительного ремесла младшим поколениям.
Импровизированная студия Тама расположена на территории заброшенной верфи в деревне Лай Чи Вун. Эта мастерская пережила множество сильнейших тропических штормов, и долгое время здание оставалось бесхозным. Там Кам Чун провёл здесь свои юные годы, когда судостроительная индустрия в Макао находилась в расцвете своих сил. Именно потому он посчитал старую верфь лучшим местом для своего ремесла.
Пик судостроения в Макао пришёлся на 1950-е годы – тогда в регионе действовали более 30 верфей. К 80-м годам XX века индустрия испытала резкий упадок. Сегодня деревянные джонки, которые когда-то усеивали прибрежные воды Макао и соседствующего Гонконга, практически полностью исчезли – за исключением нескольких туристических судов. Крах судостроения повлиял не только на мастеров, но и на жизнь во многих рыбацких деревнях Макао в целом. Там рассказал, что в годы его юности они были оживлёнными, люди сновали по улицам, спешили на работу и общались, а теперь всё опустело.
Там искренне верит, что создаваемые им миниатюры – не просто модели старых судов. Они как древние мумии и артефакты рассказывают историю предков. В его ремесле нет места ошибке: в структуре традиционных китайских лодок каждая деталь поддерживает общую конструкцию. Сам мастер сравнивает лодку с человеческим телом: невозможно выбрать самую важную часть тела и отказаться от «ненужных», каждый элемент играет свою роль. Для создания миниатюрных копий Там использует в точности те же технологии, что и для настоящих: разницу составляют лишь размеры судов и инструментов. На изготовление одного экземпляра у Тамы уходит до 700 часов.
В 2018 году правительство Макао признало верфь Лай Чи Вун объектом культурного наследия, но будущее ремесла и судьба этого места зависят от грядущих поколений. Потому важно распространять знания о прошлом: местные жители периодически организовывают небольшие курсы для молодёжи, в ходе которых они делятся своими навыками в сфере традиционного судостроения.