Сегодня всевозможные предметы одежды и аксессуары с разнообразными принтами являются неотъемлемыми элементами гардероба большинства людей. Впрочем, в основе целой индустрии декорированной подобным образом одежды лежат футболки, которые стали своего рода первопроходцами нового витка популярности текстильной печати. Представляем вашему вниманию краткую историю принтов на футболках.
Современные производители имеют в своём распоряжении несколько технологий нанесения рисунка на текстиль. С их помощью на прилавках появляется принтованная смешная одежда на каждый день, оригинальные подарки для близких и друзей, аксессуары, которые могут рассказать окружающим об увлечениях, целях, интересах и отношении владельца к жизни. Уже много лет печать на ткани позволяет нам создавать неповторимые предметы гардероба, а принты на футболках и вовсе стали олицетворением непринуждённого стиля. История текстильной печати уходит корнями в Древний Китай. Примерно в 220 году нашей эры в Китае разработали метод набивки краски на ткани при помощи деревянных блоков (ксилография). В эпоху империи Сун (960 – 1279 гг. н. э.) там зародилась технология трафаретной печати. Для нанесения рисунков древние мастера использовали шёлковые ткани – отсюда второе название технологии «шелкография».
Европейские мастера впервые познакомились с ксилографией лишь в 1100-х гг., однако местные текстильные красители не выдерживали контакта с водой. Потому данную технологию долго применяли только для набивания орнаментов на одежде, не требующей стирки, пока французы не позаимствовали методы изготовления водостойких красителей у индийских мастеров. О трафаретной печати в Европе узнали лишь в XVIII веке, примерно в одно время с началом масштабной индустриализацией текстильной отрасли. На фоне промышленной революции происходила также революция нательного белья, отдельные элементы которого стали использовать как предмет верхней одежды. В то время речи о знакомых нам футболках ещё не шло: в продаже появились раздельные варианты нательных комбинезонов, и представители профессий, предполагающих тяжёлый физический труд (шахтёры, грузчики и т. п.) стали носить бельевую рубаху с длинными рукавами и пуговицами без верхней одежды.
Ранняя версия белья без пуговиц и с короткими рукавами появилась в годы Испано-американской войны в конце XIX века. В начале 1900-х такие варианты белья рекламировали как одежду для холостяков без швейных навыков: «нет пуговиц, нет ниток – нет проблем». Примерно в то же время американские художники активно разрабатывали новые методики шелкографии с целью её совершенствования и дальнейшей индустриализации. В 1913 году футболки стали частью униформы ВМС США, а затем в футболках, как в верхней одежде, стали ходить работники фабрик, заводов и фермеры, поскольку этот предмет одежды был недорогим и удобным в носке.
В июле 1942 года на обложке журнала LIFE появился капрал Александр Легерда, облачённый в футболку с принтом одной из артиллерийских школ ВВС США: в те времена футболки с принтами были чрезвычайно редким явлением. Когда американские ветераны Второй мировой войны возвращались домой и ходили в форменных футболках в повседневной жизни, этот бывший элемент нательного белья стал ещё популярнее. В 1950-х годах этот эффект усилился благодаря появлению Марлона Брандо в кадре фильма «Трамвай „Желание“» в футболке.
С тех пор футболки закрепили за собой статус полноценного элемента верхней одежды, и многие компании не преминули этим воспользоваться. В частности, компания Tropix Togs из Майями стала выпускать футболки с названиями курортов Флориды, а затем и вовсе получила разрешение размещать на футболках изображения персонажей из мультфильмов студии Disney. Вскоре к Tropix Togs присоединились и другие компании, и к 60-м годам всевозможные футболки с изображениями, выполненными посредством трафаретной печати, стали своего рода униформой для фанатов рок-н-ролла, хиппи и политических протестантов. Этому также способствовало появление более совершенных и стойких красителей для текстиля.
Самыми популярными дизайнами 70-80-х годов стали: знаменитая надпись «I ♥ N Y», портрет Че Гевары, абстрактные цветные рисунки и смайлы. Кроме того, в это же время многие компании стали использовать футболки для рекламы своих брендов и продукции. Вскоре на рынке также стали появляться футболки с изображениями персонажей популярных фильмов и ТВ-программ. Именно тогда принт на ткани впервые стал инструментом самовыражения: по сей день с их помощью люди делятся с окружающими своими взглядами и интересами. В XXI веке принты на футболках не утратили своей актуальности. Более того, благодаря современным технологиям производители не имеют ограничений в выборе содержимого принтов.
По мере роста популярности принтов на футболках совершенствовались и технологии для нанесения изображений на ткани. В частности, распространение получили машины для трафаретной печати с поворотным механизмом, а затем и их автоматические версии, которые заметно ускоряли процесс набивки изображения. Сегодня для печати на футболках чаще всего используют флексопечать и прямую цифровую печать (DTG). Флексопечать подразумевает перенос на текстиль плотной полиуретановой плёнки с изображением при помощи термопресса. Такой принт долговечен, не боится влаги, механического воздействия и солнечных лучей. Тем временем технология DTG-печати позволяет наносить принт с более высокой степенью детализации. При этом полимеризованные красители буквально становятся частью ткани, чем обусловлена высокая стойкость такого принта.