История принтов на футболках

Сегодня всевозможные предметы одежды и аксессуары с разнообразными принтами являются неотъемлемыми элементами гардероба большинства людей. Впрочем, в основе целой индустрии декорированной подобным образом одежды лежат футболки, которые стали своего рода первопроходцами нового витка популярности текстильной печати. Представляем вашему вниманию краткую историю принтов на футболках.

История принтов на футболках
FRANCESCO PAGGIARO/PEXELS

Современные производители имеют в своём распоряжении несколько технологий нанесения рисунка на текстиль. С их помощью на прилавках появляется принтованная смешная одежда на каждый день, оригинальные подарки для близких и друзей, аксессуары, которые могут рассказать окружающим об увлечениях, целях, интересах и отношении владельца к жизни. Уже много лет печать на ткани позволяет нам создавать неповторимые предметы гардероба, а принты на футболках и вовсе стали олицетворением непринуждённого стиля. История текстильной печати уходит корнями в Древний Китай. Примерно в 220 году нашей эры в Китае разработали метод набивки краски на ткани при помощи деревянных блоков (ксилография). В эпоху империи Сун (960 – 1279 гг. н. э.) там зародилась технология трафаретной печати. Для нанесения рисунков древние мастера использовали шёлковые ткани – отсюда второе название технологии «шелкография».

Процесс ксилографии – нанесения изображения на ткань при помощи деервянных блоков / Wikimedia Commons
Мастер шелкографии / Wikimedia Commons

Европейские мастера впервые познакомились с ксилографией лишь в 1100-х гг., однако местные текстильные красители не выдерживали контакта с водой. Потому данную технологию долго применяли только для набивания орнаментов на одежде, не требующей стирки, пока французы не позаимствовали методы изготовления водостойких красителей у индийских мастеров. О трафаретной печати в Европе узнали лишь в XVIII веке, примерно в одно время с началом масштабной индустриализацией текстильной отрасли. На фоне промышленной революции происходила также революция нательного белья, отдельные элементы которого стали использовать как предмет верхней одежды. В то время речи о знакомых нам футболках ещё не шло: в продаже появились раздельные варианты нательных комбинезонов, и представители профессий, предполагающих тяжёлый физический труд (шахтёры, грузчики и т. п.) стали носить бельевую рубаху с длинными рукавами и пуговицами без верхней одежды.

Getty Images

Ранняя версия белья без пуговиц и с короткими рукавами появилась в годы Испано-американской войны в конце XIX века. В начале 1900-х такие варианты белья рекламировали как одежду для холостяков без швейных навыков: «нет пуговиц, нет ниток – нет проблем». Примерно в то же время американские художники активно разрабатывали новые методики шелкографии с целью её совершенствования и дальнейшей индустриализации. В 1913 году футболки стали частью униформы ВМС США, а затем в футболках, как в верхней одежде, стали ходить работники фабрик, заводов и фермеры, поскольку этот предмет одежды был недорогим и удобным в носке.

Моряк в 1944 году / Wikimedia Commons
История принтов на футболках
Капрал Александр Легерда на обложке журнала в футболке с принтом одной из артиллерийских школ ВВС США / LIFE

В июле 1942 года на обложке журнала LIFE появился капрал Александр Легерда, облачённый в футболку с принтом одной из артиллерийских школ ВВС США: в те времена футболки с принтами были чрезвычайно редким явлением. Когда американские ветераны Второй мировой войны возвращались домой и ходили в форменных футболках в повседневной жизни, этот бывший элемент нательного белья стал ещё популярнее. В 1950-х годах этот эффект усилился благодаря появлению Марлона Брандо в кадре фильма «Трамвай „Желание“» в футболке.

Марлон Брандо в трейлере фильма «Трамвай „Желание“» / Wikimedia Commons
История принтов на футболках
Оригинальная футболка Tropix Togs с Микки Маусом / WorthPoint

С тех пор футболки закрепили за собой статус полноценного элемента верхней одежды, и многие компании не преминули этим воспользоваться. В частности, компания Tropix Togs из Майями стала выпускать футболки с названиями курортов Флориды, а затем и вовсе получила разрешение размещать на футболках изображения персонажей из мультфильмов студии Disney. Вскоре к Tropix Togs присоединились и другие компании, и к 60-м годам всевозможные футболки с изображениями, выполненными посредством трафаретной печати, стали своего рода униформой для фанатов рок-н-ролла, хиппи и политических протестантов. Этому также способствовало появление более совершенных и стойких красителей для текстиля.

История принтов на футболках
Хью Кэри (бывший Губернатор штата Нью-Йорк) с футболкой I ♥ N Y в 1977 году / Associated Press

Самыми популярными дизайнами 70-80-х годов стали: знаменитая надпись «I ♥ N Y», портрет Че Гевары, абстрактные цветные рисунки и смайлы. Кроме того, в это же время многие компании стали использовать футболки для рекламы своих брендов и продукции. Вскоре на рынке также стали появляться футболки с изображениями персонажей популярных фильмов и ТВ-программ. Именно тогда принт на ткани впервые стал инструментом самовыражения: по сей день с их помощью люди делятся с окружающими своими взглядами и интересами. В XXI веке принты на футболках не утратили своей актуальности. Более того, благодаря современным технологиям производители не имеют ограничений в выборе содержимого принтов.

Shutterstock

По мере роста популярности принтов на футболках совершенствовались и технологии для нанесения изображений на ткани. В частности, распространение получили машины для трафаретной печати с поворотным механизмом, а затем и их автоматические версии, которые заметно ускоряли процесс набивки изображения. Сегодня для печати на футболках чаще всего используют флексопечать и прямую цифровую печать (DTG). Флексопечать подразумевает перенос на текстиль плотной полиуретановой плёнки с изображением при помощи термопресса. Такой принт долговечен, не боится влаги, механического воздействия и солнечных лучей. Тем временем технология DTG-печати позволяет наносить принт с более высокой степенью детализации. При этом полимеризованные красители буквально становятся частью ткани, чем обусловлена высокая стойкость такого принта.

ColDesi
Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь