NASA продемонстрировало дизайн трансзвукового самолёта X-66A

Проект узкофюзеляжного исследовательского самолёта Sustainable Flight Demonstrator NASA получил официальное обозначение ВВС США – X-66A.

NASA продемонстрировало дизайн трансзвукового самолёта X-66AНачиная с 1940-х годов американская серия программ X-plane была всецело посвящена разработке летательных аппаратов: не ради создания и развития прототипов для дальнейшего запуска серийного производства, но для всеобъемлющего изучения разнообразных принципов полёта и исследования их потенциала на фундаментальном уровне. Последнее прибавление в семействе X-проектов – X-66A – представляет собой модифицированную версию MD-90. В рамках данного проекта эксперты NASA и Boeing отрабатывали одну из базовых проблем отрасли аэрокосмического инжиниринга: авиация невозможна без компромиссов. В идеальном мире инженеры хотели бы создать идеальный корпус летательного аппарата с идеальным крылом. Увы, по всем расчётам, таковым является крыло бесконечного размаха – теоретическая модель крыла, в которой профиль крыла принимается неизменным по его размаху, а размах крыла считается бесконечно большим, что звучит не слишком практично. Как следствие, инженерам приходится идти на компромисс.

NASA продемонстрировало дизайн трансзвукового самолёта X-66AКак правило, выраженность компромисса зависит от того, какие ожидания возлагаются на тот или иной летательный аппарат. Пожалуй, самым наглядным примером разнообразия функций крыла у различных летательных аппаратов являются птицы и их крылья: они приспособлены к выполнению разных задач, отчего их структура и внешний вид могут разительно отличаться по соотношению габаритов, изгибам, расположению перьев и т. п. Так, для врановых и воробьинообразных характерна эллиптическая форма крыла, которая позволяет птицам хорошо маневрировать в ограниченном пространстве, например, в густом лесу. Орлы, грифы, пеликаны и аисты имеют широкие крылья с глубокими бороздками на концах: они приспособлены к медленному парящему полёту. Крылья сапсанов, стрижей и колибри короткие и заострённые: их структура позволяет выдерживать сильную нагрузку на крыло, испытываемую при движении на большой скорости или при зависании в пространстве за счёт высокой частоты взмахов.

Альбатрос / Andrew Spencer

NASA продемонстрировало дизайн трансзвукового самолёта X-66AСамыми длинными и стройными крыльями могут похвастаться буревестники, крачки, козодои и прочие виды, приспособленные к динамическому парению. Самыми близкими к концепции крыла бесконечного размаха являются крылья альбатросов – жёсткие, длинные и дугообразные с утолщённой передней кромкой обтекаемой формы. Альбатросы способны преодолевать огромные расстояния з минимальными затратами энергии. В X-66A инженеры постарались воспроизвести некоторые элементы крыльев альбатросов и получили TTBW – трансзвуковое ферменно-подкосное крыло. Летательный аппарат с TTBW предназначен для полёта на трансзвуковых скоростях – в диапазоне от 0,8 до 1,2 Маха. Это пограничный режим полёта, при котором часть воздушного потока, обтекающего аппарат становится сверхзвуковой, а другая часть остаётся в дозвуковом режиме. Благодаря этому объекту не приходится преодолевать звуковой барьер и подвергаться экстремальным нагрузкам и температурам.

NASA продемонстрировало дизайн трансзвукового самолёта X-66AОсобенностью X-66A является тот факт, что он представляет интерес не только с академической точки зрения. Уже сегодня авиакомпании заинтересованы в использовании трансзвуковых аппаратов для пассажирских и грузовых перевозок. Для передвижения в трансзвуковом режиме X-66A оборудовали длинным, тонким и узким высокорасположенным крылом. Недостатком подобной конфигурации является склонность к паразитным вибрациям и дрожи, потому для стабилизации крыла инженеры добавили силовые ферменные подкосы. По словам учёных, TTBW существенно усложняет компьютерное моделирование составного воздушного потока, который обтекает крыло, фюзеляж и двигатели самолёта одновременно на сверхзвуковых и дозвуковых скоростях. Впрочем, подобные сложности оправдывают себя перспективами создания инновационного трансзвукового экологичного летательного аппарата, который будет на 30% энергоэффективнее современных машин при нулевом уровне выбросов парниковых газов. По мнению исследователей, для полной декарбонизации авиационной промышленности к 2050 году отрасль нуждается в кардинальных изменениях архитектуры летательных аппаратов. В дальнейшем NASA и Boeing рассчитывают отточить дизайн за счёт сверхточного моделирования и построить полноразмерную демонстрационную модель аппарата для дальнейших испытаний концепции.

Источник изображений: NASA / Boeing

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий