Nord 1500 Griffon — первый самолет с применением дестабилизатора

Французская компания Nord-Aviation была основана в 1954, а прекратила самостоятельное существование уже в 1970 году. Тем не менее, за столь непродолжительный период она успела оставить довольно значимый след в истории авиации. Одной из самых интересных разработок компании можно считать Nord 1500 Griffon.

Nord 1500 Griffon
Nord 1500 Griffon

Начало разработок этого самолета было положено в 1953 году, когда компания еще была полностью государственной. Не вдаваясь в подробности переименований и прав собственности, свое название Nord Aviation она получила уже годом позже, но сейчас не об этом.

Nord 1500 Griffon I
Nord 1500 Griffon I

Основной инновацией Nord 1500 Griffon было добавление дестабилизатора в переднюю часть фюзеляжа, это позволило существенно улучшить летные характеристики на низких скоростях полета. Среднеплан имел треугольное крыло с углом стреловидности в 60 градусов. Элевоны со стороны корневого сечения крыла позволили решить проблему потери эффективности их работы во время срыва воздушных потоков на высоких углах атаки. В целом же конструкция позволяла выдерживать перегрузку в 9.75G. Перед крылом также были установлены небольшие дополнительные крылышки (дестабилизаторы), неподвижные несущие поверхности общей площадью 1.5 квадратных метра. Они помогали частично отклонить воздушный поток, а на высоких скоростях служили как компенсаторы слишком большого отклонения несущей силы на заднюю часть крыльев, что создавало сильный дисбаланс нагрузки.Nord 1500 Griffon

Фюзеляж сам по себе также имел некоторые особенности. Передняя часть присоединялась к задней всего четырьмя болтами, и в случае аварии могла отделяться полностью. Но это не отменяло применения обычных катапультных кресел, срабатывающих только после того, как давление в скафандре пилота полностью выровняется до атмосферного. Покидание самолета на больших высотах в противном случае все равно почти наверняка означало смерть без данных операций.Nord 1500 Griffon20 сентября самолет впервые поднялся в воздух, и сходу показал очень впечатляющие результаты первого испытания. Первый экземпляр имел двигатель Atar 101P с тягой 3800 кгс, но потенциал самолета позволял попробовать что-то мощнее.Nord 1500 Griffon

Nord 1500 Griffon I от Griffon II внешне сходу отличался диаметром входного отверстияДля восполнения этого пробела в 1956 году было принято решение строить второй экземпляр, но уже с двигателем Atar 101E-3, работающем в канале диаметром 1.37 метра в паре с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, позволявшим уверенно выйти за пределы двойного сверхзвука. В итоге тяга на скорости М2 выходила в районе 4200 кгс.Nord 1500 Griffon

Первый полет состоялся 15 февраля 1959 года, тогда самолет смог показать хорошую для тех времен скорость в 1638 км/ч. 6 октября того же года удалось добиться скорости в 2330 км/ч, а через неделю удалось выйти на скорость 2316 км/ч, но уже на высоте 15 250 м. В целом же общее количество вылетов точно не известно, но в начале 60-х годов работы с самолетами были прекращены т.к. исследования можно было считать практически исчерпанными, а серьезными модернизациями не было смысла заниматься также из-за экономических соображений. Обусловлено это было высокой сложностью комбинированной силовой установки и развитием более перспективных решений.Nord 1500 Griffon

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий