История первого автономного выхода в открытый космос

7 февраля 1984 года американский астронавт Брюс Маккэндлесс совершил первый автономный выход в открытый космос, покинув шаттл Challenger с азотным реактивным ранцем.

История первого автономного выхода в открытый космос
National Air and Space Museum

Первая космическая миссия шаттла Challenger стартовала холодным безветренным утром 3 февраля. Как пресса, так и члены экипажа с нетерпением ожидали испытания так называемых реактивных ранцев Бака Роджерса. Аппарат, формально известный как Manned Maneuvering Unit – пилотируемая установка для маневрирования, представлял собой массивный рюкзак, оснащённый газовыми двигателями. Это приспособление должно было дать астронавтам свободу передвижения в открытом космосе – без так называемой «пуповины» (страховочного фала). Ожидалось, что первый в истории автономный выход в открытый космос не уступит по зрелищности и значимости такому знаменательному событию, как первая высадка человечества на Луне. Однако, когда шаттл достиг орбиты, и астронавты приступили к выполнению запланированных задач, миссия испытала череду неприятных неудач, которые бросили тень на перспективы испытания ранца.

NASA

Прежде всего специалист миссии Роналд Эрвин Макнейр сообщил, что коммуникационные спутники Westar 6 и Palapa B2, которые должны были выйти на геостационарную орбиту из грузового отсека, покинули отсек и попросту исчезли из виду. Члены команды наземного центра управления миссией подтвердили, что спутник пропал, и его местоположение неизвестно. Позже выяснилось, что не сработали вспомогательные блоки полезной нагрузки, и спутники оказались на гораздо более низкой орбите, чем планировалось. Кроме того, астронавты планировали испытать систему шаттла для орбитальной стыковки, однако один из шаров милар в системе попросту лопнул, а потом экипаж столкнулся с серьёзной поломкой бортового туалета. К тому времени, как капитан Брюс Маккэндлесс вышел в шлюз шаттла, чтобы испытать ранец, произведя первый в истории автономный выход в открытый космос, NASA отчаянно нуждалось в хороших новостях. Все надеялись, что астронавта не постигнет судьба потерянных коммуникационных спутников.

Экипаж миссии STS-41B / NASA

К счастью, Manned Maneuvering Unit оправдал все ожидания команды. Во вторник 7 февраля в 7:25 утра по хьюстонскому времени Маккэндлесс запустил двигатели ранца и медленно удалился от грузового отсека шаттла Challenger. После этого он прошёлся по списку задач эксперимента, аккуратно двигая джойстик и проговаривая в наушник: «Подать вверх, подать вниз, повернуть влево, повернуть вправо». За его спиной будто нервный пони дрожал и вздрагивал рюкзак, пока его бортовые компьютеры корректировали параметры полёта, подавая команды на две дюжины азотных двигателей. Несмотря на многолетнее ожидание этого момента, долгие тренировки и нещадный космический холод, ладони Брюса покрылись потом, а его пульс прилично разогнался. По словам Маккэндлесса, это мог быть маленький шаг для Нила (Армстронга), но чертовски большой скачок для него самого.

История первого автономного выхода в открытый космос
NASA

Чтобы максимально сохранять топливо, Брюс удалялся от шаттла на считанные десятки сантиметров с каждым прикосновением к джойстику. Астронавт наблюдал, как увеличивается расстояние, отделяющее его от безопасности, а внутри его скафандра стало настолько холодно, что его пробила дрожь. Он отключил внутренний охлаждающий костюм и продолжил удаляться от шаттла, удерживая в руке простейший дальномер – алюминиевый стержень с отметками, по которым капитан мог оценить, насколько далеко он отлетел от грузового отсека. Маккэндлесс попытался взглянуть на звёзды, но увидел только всепоглощающую темноту. В то же время Роналд Макнейр стоял в кабине у органов управления роботизированной «рукой», чтобы в случае необходимости схватить коллегу и доставить его в безопасность. Он также отвечал за лазерный трекер и камеры, которые транслировали полёт Маккэндлесса в Хьюстон и на телестанции по всему миру.

История первого автономного выхода в открытый космос
NASA

Первый в мире человек, вышедший в открытый космос без страховочного фала, остановился на отметке 97,5 метра от грузового отсека Challenger, на некоторое время став человеком-спутником, мчащимся на орбите на высоте 273,6 км над Атлантикой со скоростью в 23 раза выше скорости звука. При этом он не ощущал всей этой скорости, пока не взглянул вниз и не заметил Флориду, ускользающую от него с вращением Земли. Всё это время Брюс продолжал экспериментировать со своим реактивным ранцем: он приблизился к шаттлу, вновь удалился, опустился и поднялся, выполнил серию кувырков. Протокол также требовал, чтобы астронавт удалился от шаттла и отвернулся от него навстречу пустоте. Впрочем, матёрому 46-летнему военно-морскому лётчику, многократно сажавшему свой Phantom на борт авианосца посреди ночной тьмы, не удалось побороть страх и повернуться спиной к кораблю – его единственному шансу на возвращение домой.

STS-41B / NASA

Спустя почти 6 часов после начала эксперимента Маккэндлесс вернулся в грузовой отсек, где его встретил специалист полёта Роберт Стюарт, всё это время проводивший собственные эксперименты с применением полезной нагрузки шаттла. Когда за спинами астронавтов наконец закрылся шлюз, и они сняли шлемы скафандров, их жёны в Пункте управления миссии в Хьюстоне со слезами упали в объятия друг друга.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь