Самые знаменитые мосты Лондона (часть 2)

В продолжение статьи о самых знаменитых мостах Лондона.

Самые знаменитые мосты Лондона (часть 2)
Getty Images
Воксхолльский мост

Ещё один менее знаменитый мост с не менее любопытной историей – Воксхолльский – расположен на юго-западе Лондона, неподалёку от развлекательного сада Воксхолл и одноимённой железнодорожной станции. В середине XVIII века торжественную церемонию в честь открытия этой самой станции посетила русская делегация. Согласно некоторым источникам, русские остались в восторге от увиденного и позаимствовали название для обозначения собственных железнодорожных станций. Сразу слово «Воксхолл» перекочевало в русский язык в виде «фоксала» или «воксала» – так стали называть публичные увеселительные заведения, а потом трансформировалось в современный «вокзал». Первым так стали называть Павловский вокзал, построенный в 1838 году.

Archive Photos/Getty Images

Воксхолльский мост появился в 1809-1816-х годах, тогда он назывался Регентским. Целью его возведения было освоение части южного берега Темзы, которая тогда находилась за пределами Лондона. По состоянию на начало XIX века ближайшие переправы через реку находились в 1,6 км вниз по течению и в 3,2 км вверх по течению. Строительство оригинального моста было весьма проблематичным: сперва им пожелала заняться частная компания, которая не слишком ответственно подошла к планированию виадука. Когда за дело взялся архитектор Джон Ренни, проект моста одобрили, но компания столкнулась с финансовыми трудностями, и работы вновь пришлось отложить. За годы строительных работ Воксхолльский мост не раз сменял архитекторов и дизайнеров, и, чтобы отбить все незапланированные затраты, пересечение моста сделали платным. Лишь через 63 года мост перешёл в публичное владение, и плату за пользование мостом отменили.

Самые знаменитые мосты Лондона (часть 2)
Wikimedia Commons

В конце XIX века начались работы по обновлению Воксхольского моста. Изначально инженер Александр Бинни предложил проект стального виадука, но такой вариант показался комиссии совершенно непривлекательным. Тогда Бинни представил комиссии мост из бетона и гранита, который, по их мнению, гораздо лучше вписывался в городской ландшафт. На протяжении 8 лет строительных работ архитекторам и инженерам приходилось несколько раз переделывать проект: глинистое дно Темзы на этом участке течения не могло выдержать тяжёлый бетонный мост, потому его конструкцию облегчили при помощи стального каркаса.

Wikimedia Commons

Новый мост был открыт в 1906 году: инженеры не особо задумывались над эстетической составляющей проекта, чем заслужили критику от лица влиятельных дизайнеров и архитекторов того времени. Чтобы как-то компенсировать «безликость» сооружения, на четырёх опорах моста разместили 8 бронзовых скульптур. По сей день Воксхолльский мост является важным элементом транспортной развязки Лондона. Он стал первым мостом, через который были проложены маршруты общественного транспорта – трамвая и автобуса.

Саутваркский мост
Самые знаменитые мосты Лондона (часть 2)
Francesca Street/CNN

Если Вам не по душе многолюдные мосты Лондона, хорошей альтернативой для посещения будет Саутваркский мост. Это самый разгруженный мост Лондона, который соединяет районы Саутарк и Сити. Раньше на его месте стоял виадук Квин-Стрит, спроектированный Джоном Ренни в 1819 году. Его возвели исключительно в коммерческих целях, чтобы нажиться на людях, желающих перебраться на другой берег. Но бизнес-план компании, которая занималась строительством и содержанием этого моста, провалился, так как рядом находился бесплатный мост Блэкфрайерс.

Francesca Street/CNN

В 1921 году на этом месте был построен новый мост, разработанный архитектором Эрнестом Джорджем и инженером Басилем Моттом. Неподалёку от Саутваркского моста находится реконструкция знаменитого елизаветинского театра «Глобус», с которым тесно связано имя Шекспира. Кроме того, с моста открывается прекрасный вид на виадук Миллениум и собор Святого Павла.

Блэкфрайерс
Самые знаменитые мосты Лондона (часть 2)
Francesca Street/CNN

Название Блэкфрайерского моста происходит от одноимённого доминиканского монастыря, который существовал неподалёку в эпоху Средневековья. Оригинальный мост Блэкфайерс построили в 1769 году, чтобы разгрузить старинный Лондонский мост. Он стал третьим постоянным виадуком в центральном Лондоне. В качестве опор моста выступали колонны из портлендского камня – чрезвычайно стойкого известняка, но из-за недостаточно квалифицированных мастеров мост нуждался в постоянных ремонтах. В 1830-1840-х годах муниципальная администрация лондонского Сити потеряла терпение и наконец взялась за разработку проекта по полной реконструкции моста.

Francesca Street/CNN

Открытие нового моста состоялось в 1869 году, скромный кованый виадук украшен фигурами водоплавающих птиц, выполненных скульптором Джоном Берни Филиппом. Такие декорации отображают роль Блэкфрайерского моста как поворотной точки приливов, которым подвержено нижнее течение Темзы. Со стороны Эстуария Темзы и Северного моря – на восточных пирсах моста – дизайнеры установили каменные изваяния морских птиц, а на западных, соответственно, пресноводных. Кроме того, у северного основания моста расположена статуя королевы Виктории, которой и посвящён Блэкфайерский мост.

Wikimedia Commons

Мост Блэкфрайерс привлёк внимание международной общественности в 1982 году, когда под одной из его арок было обнаружено тело повешенного Роберто Кальви – итальянского банкира и председателя крупнейшего частного банка в Италии Banco Ambrosiano. В карманах его одежды лежали пять кирпичей и около 14 тысяч долларов в трёх разных валютах. Хотя изначально предполагалось самоубийство из-за крупных долгов и банкротства, экспертиза показала, что мужчину убили в другом месте и повесили под мостом для инсценирования самоубийства. Расследование по делу Кальви длилось более 25 лет, но убийц так и не нашли.

Ватерлоо
Самые знаменитые мосты Лондона (часть 2)
Francesca Street/CNN

Связывающий Вестминстер и Ламбет мост Ватерлоо был назван в честь победы британских, прусских и голландских войск над французами в Битве на Ватерлоо 1815 года. Первый мост на этом месте появился всего через пару лет после знаменательной битвы в 1817 году. Проект гранитного моста был разработан архитектором и инженером Джоном Ренни. Пересечение моста было платным, но это не помешало ему стать популярным среди самоубийц. Печальная репутация моста привлекала не только самоубийц, но и людей искусства: мост Ватерлоо стал центральным элементом полотен множества известных художников, в частности, импрессиониста Клода Моне и романтика Джона Констебля. В 1844 году английский поэт Томас Гуд написал стихотворение о молодой бездомной девушке, погибшей в водах Темзы у моста Ватерлоо.

Мост Ватрелоо в видении Клода Моне / Wikimedia Commons

В 1884 году после демонтажа старого Лондонского моста усиленное течение реки повредило основания моста Ватерлоо, но на протяжении последующих десятков лет решение этой проблемы совершенно не продвинулось. Только в 1930-х года Совет Лондона принял решение демонтировать повреждённый мост и заменить его новым. Разработкой дизайна нового моста Ватерлоо занялся архитектор Джайлс Гилберт Скотт. Лондонский мост и мост Ватерлоо имеют схожую конструкцию, но второй выглядит гораздо более изящным и лёгким, несмотря на большее количество опор. Секрет в том, что суженные вверху опоры поддерживают внешние края пролётов с помощью консольных балок, которые создают иллюзию арок. Такая конструкция делает мост менее массивным, а залитое светом пространство под мостом кажется не таким загромождённым.

Archive Photos/Getty Images

Строительство моста Ватерлоо затянулось из-за начала Второй мировой войны, но торжественное открытие нового виадука всё-таки состоялось в 1942 году. Ватерлоо – единственный мост Лондона, пострадавший от бомбёжек, уже после открытия его приходилось восстанавливать. Данный мост нередко называют «Женским»: из-за военных действий критически не хватало рабочих рук, потому большую часть строительных работ выполняли женщины.

Хаммерсмитский мост
Archive Photos/Getty Images
Самые знаменитые мосты Лондона (часть 2)
Richard Heathcote/Getty Images

В стороне от многолюдного центра Лондона стоит подвесной Хаммерсмитский мост, спроектированный инженером Джозефом Безалеттом. Виадук родом из 1887 года покоится на фундаменте своего предшественника, действовавшего с 1820-х годов. Дизайн более старой версии моста разработал Уильям Тирни Кларк, но он не смог предугадать значительного прироста количества транспортных средств во второй половине XIX века. Последней каплей, заставившей собственников старого моста задуматься об его полной реконструкции, стала лодочная регата 1870 года. Середина дистанции гонки проходила под Хаммерсмитским мостом, потому в день регаты на нём собралась огромная толпа – около 11-12 тысяч человек.

Richard Heathcote/Getty Images
Wikimedia Commons

Традиция проведения лодочной регаты сохранилась и по сей день, потому люди по-прежнему собираются на Хаммерсмитском мосту, чтобы понаблюдать за участниками гонки. В последнее время состояние золотисто-зелёного виадука вновь вызывает опасения, в его опорах были обнаружены трещины, потому движение транспорта по мосту запрещено. Хаммерсмитский мост представляет большую историческую ценность, потому во время восстановительных работ важно сохранить его облик и декорации, в частности композиции из семи гербов на обоих концах моста.

Ричмондский мост
Audrey Burton Gallery, University of Leeds

Несколько веков назад английские монархи основали поместье в верхней части течения Темзы. В XV веке король Генрих VII построил на этом месте Ричмондский дворец, вокруг которого вырос небольшой городок. В XVIII веке земли Ричмонда стали привлекать внимание богатых горожан, город разросся и занял оба берега Темзы. К тому времени он уже находился в черте так называемого Большого Лондона, но переправа через реку осуществлялась исключительно на пароме, который всегда закрывался из-за непогоды, что доставляло неудобства стремительно растущему населению Ричмонда. В 1770-х годах переправу арендовал бывший канцлер казначейства Уильям Уиндхэм, который быстро смекнул, что в этом месте гораздо более практичным способом пересечения Темзы стал бы платный мост. Строительство Ричмондского моста началось в 1774 году.

Генри Таунт, 1870 г.

Дизайн моста разработали архитекторы Джеймс Пейн и Кентон Коус. Чтобы не препятствовать судоходству, центральную арку пришлось максимально выгнуть над водой, из-за чего Ричмондский мост напоминает традиционный горбатый виадук. Такая форма достаточно надёжна, но крутой уклон дорожного полотна затрудняет движение транспорта. Более того, уже в начале XX узкого Ричмондского моста не хватало для удовлетворения потребностей растущего количества транспорта, особенно с появлением автомобилей. В 1931 году в муниципальную администрацию поступило предложение расширить мост, но никто не решился испортить его облик – вместо этого было принято решение построить ещё один мост немного ниже по течению.

Самые знаменитые мосты Лондона (часть 2)
Getty Images

Вспомогательный мост не смог достаточно разгрузить движение, потому вновь зашла речь об совершенствовании Ричмондского моста. Из всех возможных вариантов расширения пролётов инженер Харли Хью-Делримпл выбрал наименее «травматичный» для конструкций моста метод. В ходе строительных работ было обнаружено, что деревянные платформы в основании виадука сильно повреждены и «утоплены» в речное дно, потому их усилили железобетонными блоками. Кроме того, специалистам удалось немного сгладить горбатость моста, тем самым уменьшив крутизну дороги. К 1940 году мост вновь открыли для транспорта, увеличив его ширину на 3,4 метра. Несмотря на внушительные преображения, считается, что Ричмондскому мосту удалось сохраниться практически в первозданном состоянии, что делает его старейшим действующим мостом Лондона. На его перилах сохранились даже викторианские фонари – хотя в них уже давно горит не газ, а электричество, сами столбы и корпус фонарей остались прежними.

Wikimedia Commons

Источник

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий