Первая в мире компания – производитель двигателей внутреннего сгорания Deutz AG была основана в далёком 1864 году. В нашей статье мы расскажем Вам об истории и важнейших достижениях этой всемирно известной компании.
Своим существованием компания Deutz AG обязана немецкому инженеру и изобретателю Николаусу Августу Отто. Занимаясь коммерческой деятельностью, Отто, как никто другой, знал, какими долгими и мучительными могут быть поездки и транспортировка грузов на лошадиных повозках. Со времён учёбы Николаус с особым трепетом относился к точным наукам и интересовался развитием современных технологий: именно эта страсть подстегнула его к экспериментам, направленным на модернизацию транспортных средств. В 1860 году во время рабочей поездки Отто услышал об одноцилиндровом двухтактном газовом двигателе Жана Ленуара. Работа бельгийского изобретателя вдохновила Николауса, и уже в 1861 году он подал первый патент на силовую установку, которая по сути была копией двигателя Ленуара, но работала на жидком топливе. Несмотря на отказ в регистрации патента, Отто продолжил эксперименты.
Путём проб и ошибок он пытался использовать в силовой установке концепт сжатия топливной смеси. Хотя основой для его экспериментов служил двигатель Ленуара, в конце концов от него не осталось и следа, когда Отто взялся за реализацию идеи четырёхтактного двигателя. Принцип чередования тактов впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска был описан в нескольких теоретических патентах, однако Николаус первым сумел построить аппарат, пригодный для практического применения. Впрочем, успех не был немедленным: ранних вариантов четырёхтактной силовой установки хватало на считанные минуты работы, после которых от двигателя оставались одни развалины из-за неконтролируемой силы возгорания смеси. На какое-то время Отто отказался от идеи создать четырёхтактный двигатель и вернулся к совершенствованию двигателя Ленуара. В 1863 году он разработал успешный свободно-поршневой ДВС – двухтактную силовую установку, лишённую кривошипно-шатунного механизма. Такое устройство потребляло менее половины газа, расходуемого оригинальным двигателем Ленуара.
Совершенно предсказуемо, многочисленные эксперименты отразились на кошельке изобретателя, и Николаус занялся поиском инвесторов. Идея разработки эффективных ДВС заинтересовала другого немецкого предпринимателя и инженера Ойгена Лангена. Совместными усилиями 31 марта 1864 года Ланген и Отто основали компанию «N.A. Otto & Cie.» – прародителя современной компании Deutz AG и первое в мире предприятие, которое специализировалась исключительно на разработке и производстве двигателей. Вскоре Николаус также вернулся к идее четырёхтактной силовой установки. При помощи инженеров Франца Рингса и Германа Шумма он наконец преуспел в своих экспериментах и в 1876 году создал успешный четырёхтактный двигатель. Именно разработки Отто лежат в основе всех современных четырёхтактных двигателей вне зависимости от типа топлива. Более того, рабочий процесс ДВС с воспламенением сжатой смеси известен как термодинамический цикл Отто, а сами силовые установки, использующие свечи зажигания, называются двигателями Отто.
В 1877 году компания начала массовое производство четырёхтактных двигателей с патентным обозначением DRP 532 уже под названием Gasmotoren-Fabrik Deutz AG. В то же время на управляющих должностях предприятия оказались Даймлер Готтлиб и Вильгельм Майбах, которые выполняли функции технического директора и руководителя конструкторского отдела соответственно. Новые силовые установки Deutz обрели популярность далеко за пределами родного Кёльна: вскоре их стали не только продавать за границей, но и производить на лицензированных заводах по всему миру. Несмотря на коммерческий успех производства, Отто всё ещё донимала зависимость двигателей от общественной системы газоснабжения и необходимость использования калильных элементов, которые ограничивали сферы их применения. Чтобы сделать возможной эксплуатацию силовых установок на мобильных устройствах, например, на транспортных средствах, в 1884 году Николаус представил усовершенствованную систему зажигания, действующую за счёт магнето. Это нововведение также позволило перейти на использование жидкого топлива.
В 1891 году Николаус Август Отто умер в возрасте 59 лет, однако это печальное событие не остановило технического прогресса его детища. Уже через год в компании Gasmotoren-Fabrik Deutz AG стартовало производство локомотивов с ДВС. Спустя ещё несколько лет немецкая фирма представила первый дизельный двигатель собственной конструкции. С 1897 года компания постепенно модифицировала собственную версию дизельной силовой установки и к 1907 году запустила её в массовое серийное производство. К тому времени истёк срок действия патента Рудольфа Дизеля, потому Gasmotoren-Fabrik Deutz AG оказалась в выигрышном положении. По сей день более 1,3 миллиона дизельных двигателей работают по всему миру от песчаных пустынь Африки до снежных просторов Арктики. К слову, приобрести оригинальные запчасти для любого современного двигателя Deutz AG можно на официальном сайте компании по ссылке: https://deutz.com.ua/service/zapasnye-chasti-deutz/. В 1911 году немецкая фирма запустила первое массовое производство бескомпрессорных дизельных двигателей, а спустя три года отпраздновала свой 50-летний юбилей.
1921-й стал годом введения нового поколения четырёхтактных двигателей с прямым впрыском топлива серии VM. Его главное достоинство заключалось в чрезвычайно малом потреблении топлива даже при значительной нагрузке. Долгое время заданный им удельный расход топлива 168 г/(л.с.·ч) оставался образцовым. Кроме того, первые двигатели Deutz AG, оснащённые системой прямого впрыска, быстро стали примером качества и чистоты выбросов. В начале XX века многие фермеры ещё использовали лошадей для обработки своих полей, поскольку трактора с паровыми двигателями были дорогими и малоэффективными. В 1926 году компания Gasmotoren-Fabrik Deutz AG представила на рынке собственную альтернативу лошадям: свой первый серийный трактор модели MTH 222. Его одноцилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель заключал в себе силу 14 лошадей, а спустя всего пару лет на рынке появилась модель 220 с 30-сильным двигателем.
В 1936 году в состав Gasmotoren-Fabrik Deutz AG вошла компания Magirus, на базе которой началось производство коммерческих и оперативных транспортных средств: грузовиков, автобусов, пожарных автомобилей и т. п. Позже компания объединилась с такими фирмами, как Maschinenbauanstalt Humboldt и Klöckner-Werke: дальнейшую деятельность производство вело под названием Klöckner-Humboldt-Deutz (KHD). Автомобили модели Magirus-Deutz привлекали покупателей по всему миру от Амазонки до Амура. Крупнейший заказ компания получила от Советского союза спустя 42 года существования модели: тысячи грузовиков Magirus-Deutz 232 D 19 были задействованы в строительстве Байкальско-Амурской железнодорожной магистрали. Поговаривают, некоторые из них по сей день колесят по сибирским дорогам, несмотря на десятилетия морозных зим.
Во время Второй мировой войны компания KHD была вынуждена переквалифицироваться на производство артиллерийских орудий и экспериментальных авиационных двигателей, а в 1943 году её заводы сильно пострадали во время бомбардировки Кёльна. Несмотря на это, уже в 1944 году Klöckner-Humboldt-Deutz AG продолжила разработку нового поколения дизельных силовых установок с воздушным охлаждением. Впрочем, речь об их серийном производстве зашла только после окончания войны, поскольку 74% производственных мощностей компании были уничтожены зимой 1944-45 гг., а остальное оборудование эвакуировали в менее пострадавшие от бомбардировки регионы. В 1946 году члены Антигитлеровской коалиции разрешили Deutz AG вернуть оборудование и запустить производство сперва горного оснащения, а затем и тракторов. Былых масштабов деятельности компания достигла примерно через 5 лет после окончания войны.
1980-е годы ознаменовались запуском производства двигателей серии 1011 со встроенным масляным охлаждением. Такая система требовала лишь немного большего расхода масла для смазки двигателя и контроля температур. Приятным «побочным эффектом» стало уменьшение уровня шума. Успех серии 1011 и 125-летие KHD отметили крупнейшей в истории компании инвестицией в развитие новых технологий и открытием новых производственных мощностей. «Потомки» двигателей этой серии по сей день используются в составе различной строительной техники. В 1990-х годах Deutz AG под новым названием стала партнёром шведской компании Volvo и переняла на себя производство большинства среднеразмерных дизельных двигателей, используемых в автомобилях скандинавского партнёра.
Стремление к инновациям основателя компании Николауса Отто продолжает вдохновлять и мотивировать инженеров Deutz AG и в XXI веке. После нового партнёрского соглашения с итальянской фирмой SAME Deutz-Fahr компания вновь открыла для себя крупную нишу рынка – сельскохозяйственную технику. В рамках дальнейшего освоения международного рынка компания обрела партнёров в лице китайских и турецких производителей, а также включила в свою сферу деятельности производство двигателей для моторных лодок после приобретения фирмы Torqeedo GmbH. Опыт новой дочерней компании поспособствовал развитию новой стратегии развития Deutz AG – E-DEUTZ, направленной на разработку электрических и гибридных силовых установок для различной техники. В то же время специалисты старейшего в мире производителя ДВС продолжают работу над созданием современных дизельных двигателей, соответствующим актуальным экологическим требованиям и стандартам.