Deutz AG: история первого в мире производителя ДВС

Первая в мире компания – производитель двигателей внутреннего сгорания Deutz AG была основана в далёком 1864 году. В нашей статье мы расскажем Вам об истории и важнейших достижениях этой всемирно известной компании.

Deutz AG: история первого в мире производителя ДВС
Deutz

Своим существованием компания Deutz AG обязана немецкому инженеру и изобретателю Николаусу Августу Отто. Занимаясь коммерческой деятельностью, Отто, как никто другой, знал, какими долгими и мучительными могут быть поездки и транспортировка грузов на лошадиных повозках. Со времён учёбы Николаус с особым трепетом относился к точным наукам и интересовался развитием современных технологий: именно эта страсть подстегнула его к экспериментам, направленным на модернизацию транспортных средств. В 1860 году во время рабочей поездки Отто услышал об одноцилиндровом двухтактном газовом двигателе Жана Ленуара. Работа бельгийского изобретателя вдохновила Николауса, и уже в 1861 году он подал первый патент на силовую установку, которая по сути была копией двигателя Ленуара, но работала на жидком топливе. Несмотря на отказ в регистрации патента, Отто продолжил эксперименты.

Гравюра XIX века с изображением двигателя Ленуара / Wikimedia Commons
Атмосферный двигатель Николауса Отто / WikiSysop

Путём проб и ошибок он пытался использовать в силовой установке концепт сжатия топливной смеси. Хотя основой для его экспериментов служил двигатель Ленуара, в конце концов от него не осталось и следа, когда Отто взялся за реализацию идеи четырёхтактного двигателя. Принцип чередования тактов впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска был описан в нескольких теоретических патентах, однако Николаус первым сумел построить аппарат, пригодный для практического применения. Впрочем, успех не был немедленным: ранних вариантов четырёхтактной силовой установки хватало на считанные минуты работы, после которых от двигателя оставались одни развалины из-за неконтролируемой силы возгорания смеси. На какое-то время Отто отказался от идеи создать четырёхтактный двигатель и вернулся к совершенствованию двигателя Ленуара. В 1863 году он разработал успешный свободно-поршневой ДВС – двухтактную силовую установку, лишённую кривошипно-шатунного механизма. Такое устройство потребляло менее половины газа, расходуемого оригинальным двигателем Ленуара.

Николаус Отто и Ойген Ланген / Wikimedia Commons
Deutz AG: история первого в мире производителя ДВС
Deutz

Совершенно предсказуемо, многочисленные эксперименты отразились на кошельке изобретателя, и Николаус занялся поиском инвесторов. Идея разработки эффективных ДВС заинтересовала другого немецкого предпринимателя и инженера Ойгена Лангена. Совместными усилиями 31 марта 1864 года Ланген и Отто основали компанию «N.A. Otto & Cie.» – прародителя современной компании Deutz AG и первое в мире предприятие, которое специализировалась исключительно на разработке и производстве двигателей. Вскоре Николаус также вернулся к идее четырёхтактной силовой установки. При помощи инженеров Франца Рингса и Германа Шумма он наконец преуспел в своих экспериментах и в 1876 году создал успешный четырёхтактный двигатель. Именно разработки Отто лежат в основе всех современных четырёхтактных двигателей вне зависимости от типа топлива. Более того, рабочий процесс ДВС с воспламенением сжатой смеси известен как термодинамический цикл Отто, а сами силовые установки, использующие свечи зажигания, называются двигателями Отто.

Диаграмма двигателя Отто 1876 года / Wikimedia Commons

В 1877 году компания начала массовое производство четырёхтактных двигателей с патентным обозначением DRP 532 уже под названием Gasmotoren-Fabrik Deutz AG. В то же время на управляющих должностях предприятия оказались Даймлер Готтлиб и Вильгельм Майбах, которые выполняли функции технического директора и руководителя конструкторского отдела соответственно. Новые силовые установки Deutz обрели популярность далеко за пределами родного Кёльна: вскоре их стали не только продавать за границей, но и производить на лицензированных заводах по всему миру. Несмотря на коммерческий успех производства, Отто всё ещё донимала зависимость двигателей от общественной системы газоснабжения и необходимость использования калильных элементов, которые ограничивали сферы их применения. Чтобы сделать возможной эксплуатацию силовых установок на мобильных устройствах, например, на транспортных средствах, в 1884 году Николаус представил усовершенствованную систему зажигания, действующую за счёт магнето. Это нововведение также позволило перейти на использование жидкого топлива.

Deutz
Deutz AG: история первого в мире производителя ДВС
Deutz

В 1891 году Николаус Август Отто умер в возрасте 59 лет, однако это печальное событие не остановило технического прогресса его детища. Уже через год в компании Gasmotoren-Fabrik Deutz AG стартовало производство локомотивов с ДВС. Спустя ещё несколько лет немецкая фирма представила первый дизельный двигатель собственной конструкции. С 1897 года компания постепенно модифицировала собственную версию дизельной силовой установки и к 1907 году запустила её в массовое серийное производство. К тому времени истёк срок действия патента Рудольфа Дизеля, потому Gasmotoren-Fabrik Deutz AG оказалась в выигрышном положении. По сей день более 1,3 миллиона дизельных двигателей работают по всему миру от песчаных пустынь Африки до снежных просторов Арктики. К слову, приобрести оригинальные запчасти для любого современного двигателя Deutz AG можно на официальном сайте компании по ссылке: https://deutz.com.ua/service/zapasnye-chasti-deutz/. В 1911 году немецкая фирма запустила первое массовое производство бескомпрессорных дизельных двигателей, а спустя три года отпраздновала свой 50-летний юбилей.

Один из первых автомобилей компании 1907 г.
Deutz AG: история первого в мире производителя ДВС
Введение конвейера на производстве / Deutz

1921-й стал годом введения нового поколения четырёхтактных двигателей с прямым впрыском топлива серии VM. Его главное достоинство заключалось в чрезвычайно малом потреблении топлива даже при значительной нагрузке. Долгое время заданный им удельный расход топлива 168 г/(л.с.·ч) оставался образцовым. Кроме того, первые двигатели Deutz AG, оснащённые системой прямого впрыска, быстро стали примером качества и чистоты выбросов. В начале XX века многие фермеры ещё использовали лошадей для обработки своих полей, поскольку трактора с паровыми двигателями были дорогими и малоэффективными. В 1926 году компания Gasmotoren-Fabrik Deutz AG представила на рынке собственную альтернативу лошадям: свой первый серийный трактор модели MTH 222. Его одноцилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель заключал в себе силу 14 лошадей, а спустя всего пару лет на рынке появилась модель 220 с 30-сильным двигателем.

Deutz AG: история первого в мире производителя ДВС
MTH 222
Magirus-Deutz 232 D 19 / Georg761

В 1936 году в состав Gasmotoren-Fabrik Deutz AG вошла компания Magirus, на базе которой началось производство коммерческих и оперативных транспортных средств: грузовиков, автобусов, пожарных автомобилей и т. п. Позже компания объединилась с такими фирмами, как Maschinenbauanstalt Humboldt и Klöckner-Werke: дальнейшую деятельность производство вело под названием Klöckner-Humboldt-Deutz (KHD). Автомобили модели Magirus-Deutz привлекали покупателей по всему миру от Амазонки до Амура. Крупнейший заказ компания получила от Советского союза спустя 42 года существования модели: тысячи грузовиков Magirus-Deutz 232 D 19 были задействованы в строительстве Байкальско-Амурской железнодорожной магистрали. Поговаривают, некоторые из них по сей день колесят по сибирским дорогам, несмотря на десятилетия морозных зим.

Дизельный 8-цилиндровый двухтактный радиальный двигатель KHD 700 / Memaerobilia
16-цилиндровый двухтактный оппозитный дизель KHD 710 / Memaerobilia
KHD 710 на испытательном стенде / Memaerobilia

Во время Второй мировой войны компания KHD была вынуждена переквалифицироваться на производство артиллерийских орудий и экспериментальных авиационных двигателей, а в 1943 году её заводы сильно пострадали во время бомбардировки Кёльна. Несмотря на это, уже в 1944 году Klöckner-Humboldt-Deutz AG продолжила разработку нового поколения дизельных силовых установок с воздушным охлаждением. Впрочем, речь об их серийном производстве зашла только после окончания войны, поскольку 74% производственных мощностей компании были уничтожены зимой 1944-45 гг., а остальное оборудование эвакуировали в менее пострадавшие от бомбардировки регионы. В 1946 году члены Антигитлеровской коалиции разрешили Deutz AG вернуть оборудование и запустить производство сперва горного оснащения, а затем и тракторов. Былых масштабов деятельности компания достигла примерно через 5 лет после окончания войны.

Deutz AG: история первого в мире производителя ДВС
Deutz

1980-е годы ознаменовались запуском производства двигателей серии 1011 со встроенным масляным охлаждением. Такая система требовала лишь немного большего расхода масла для смазки двигателя и контроля температур. Приятным «побочным эффектом» стало уменьшение уровня шума. Успех серии 1011 и 125-летие KHD отметили крупнейшей в истории компании инвестицией в развитие новых технологий и открытием новых производственных мощностей. «Потомки» двигателей этой серии по сей день используются в составе различной строительной техники. В 1990-х годах Deutz AG под новым названием стала партнёром шведской компании Volvo и переняла на себя производство большинства среднеразмерных дизельных двигателей, используемых в автомобилях скандинавского партнёра.

Deutz

Стремление к инновациям основателя компании Николауса Отто продолжает вдохновлять и мотивировать инженеров Deutz AG и в XXI веке. После нового партнёрского соглашения с итальянской фирмой SAME Deutz-Fahr компания вновь открыла для себя крупную нишу рынка – сельскохозяйственную технику. В рамках дальнейшего освоения международного рынка компания обрела партнёров в лице китайских и турецких производителей, а также включила в свою сферу деятельности производство двигателей для моторных лодок после приобретения фирмы Torqeedo GmbH. Опыт новой дочерней компании поспособствовал развитию новой стратегии развития Deutz AG – E-DEUTZ, направленной на разработку электрических и гибридных силовых установок для различной техники. В то же время специалисты старейшего в мире производителя ДВС продолжают работу над созданием современных дизельных двигателей, соответствующим актуальным экологическим требованиям и стандартам.

Deutz AG: история первого в мире производителя ДВС
Deutz
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий