7 июня 1195 года пылающий шар явился из тёмной тучи в небе недалеко от жилища нориджского епископа и бросился в реку. Это удивительное явление было на веки запечатлено в монастырской летописи, созданной монахом Гервасием, служителем Кентерберийского собора в период с 1180 по 1199 гг. Содержание данного манускрипта оказалось старейшим описанием шаровой молнии – загадочного феномена, природа которого остаётся неразгаданной по сей день.
Манускрипт монаха Гервасия Кентерберийского содержит около 600 страниц с описанием исторических событий в Англии и за её пределами, друзей и врагов монаршей семьи, а также примечательных природных феноменов. В частности, документ хронологически верно повествует о солнечных и лунных затмениях, землетрясениях и наводнениях. По словам исследователей из Даремского университета, летопись Гервасия является настоящим «рогом изобилия» исторических деталей и подробностей средневековой культуры. Профессор истории Высокого Средневековья Джайлз Гаспер и его коллеги проштудировали сотни страниц на латыни, пока не наткнулись на старейшее свидетельство о явлении шаровой молнии. Такую находку можно отчасти считать случайной, поскольку летописец вплетал природные феномены в исторический нарратив без каких-либо предисловий. К примеру, описание шаровой молнии непринуждённо «уместилось» между новостями о назначении нового аббата в Сент-Олбанс и низложении аббата в Торни. Тем не менее, очевидно, автор посчитал данное событие достаточно важным, чтобы упомянуть его в манускрипте.
К слову, Гервасий даже не пытался объяснить природу «чудного знамения» в небесах над Нориджем, предоставив читателю возможность включить воображение и прийти к собственным выводам. По словам профессора Гаспера и его коллеги с физического факультета профессора Брайана Тэннера, монах был весьма проницательным наблюдателем, который с восхищением описывал всевозможные небесные явления. К примеру, манускрипт содержит упоминание о невероятном для глаз средневекового человека «расщеплении» Луны. Предположительно, наблюдения Гервасия отображают вертикальный мираж, который сформировался из-за пронзившего небеса столба горячего воздуха, возникшего над литейным цехом. Согласно другой теории, это «расщепление» было следствием прохождения Луны через метеорный поток бета-Тауриды в 1178 году, в ходе которого на спутнике образовался кратер Джордано Бруно. По альтернативной версии, монахи увидели лишь крупный метеор, наложившийся на диск Луны.
Впрочем, описание шаровой молнии словами средневекового монаха мало чем отличается от более современных сообщений о данном феномене. Прежде считалось, что старейшее описание явления содержится в манускрипте, посвящённом сильнейшей грозе в городе Уидеком-ин-те-Мур от 21 октября 1638 года. В отличие от свидетельства Гервасия, который увидел в молнии нечто прекрасное и сверхъестественное, данный манускрипт охарактеризовал феномен как дьявольское знамение, нанёсшее ущерб местной церкви. Кроме того, ирландский политик Николас Уолш открыто рассказывал публике о том, как пылающий шар убил всю его семью в 1556 году, однако в письменном виде эта история была запечатлена лишь в 1712 году историком Томасом Аткинсом.
На протяжении долгого времени факт существования шаровых молний воспринимался научным сообществом с долей скептицизма. Хотя в наше время большинство учёных признают шаровую молнию как реальный природный феномен, опираясь на тысячи сообщений от очевидцев, наука по-прежнему не даёт однозначных объяснений её природы. Современные исследователи выдвигают множество теорий, согласно которым шаровая молния может быть как производным испаряющихся из почвы веществ (железа, кальция, кремния и пр.), так и обычным светом, угодившим в некий воздушный пузырь. Таким образом, шаровые молнии являются одной из старейших научных загадок, которая пока остаётся неразгаданной. Понимание природы феномена затруднено невозможностью воспроизвести его убедительную копию в лабораторных условиях. Средневековые летописцы вроде Гервасия были очарованы миром вокруг них и таящимися в нём загадками, и спустя сотни лет их записи стали достоверными историческими источниками, которые пригодятся современным учёным в поисках объяснения феномена.
Источник: The Conversation