LADA VFTS: Жигулёнок, который смог

Этот автомобиль владельцы и просто поклонники классического семейства ВАЗ любя называют Vehicle For Total Satisfaction, и этим всё сказано! Правда, на самом деле аббревиатура VFTS означает всего лишь Вильнюсская фабрика транспортных средств, но это звучит слишком сухо, особенно для такого легендарного автомобиля.

LADA VFTS: Жигулёнок, который смог

Во второй половине 60-х – начале 70-х годов советские раллийные гонщики ездили на Москвичах, и даже успели показать миру действительно впечатляющие результаты. Но автомобильная промышленность развивалась, и потенциала этих машин уже не хватало, ведь все возможные доработки были уже внедрены. В 1975 году гонщик Стасис Брундза поменял свой Москвич на Жигули, и так началась целая веха в истории советского автоспорта. Новый автомобиль имел более взвешенные и современные характеристики: это касается как подвески и тормозной системы, так и общего баланса веса. При этом конструкция двигателя позволяла добиться приличных результатов даже при относительно простой форсировке.

Стасис Брундза (из архива Николая Титова)

Сам же Брундза имел достаточно богатый опыт как в гонках, так и в инженерных работах, ведь он 7 лет проработал водителем-испытателем на Ижевском автозаводе. При этом он занимался как раз не серийными, а гоночными автомобилями, на которых сам же вполне успешно выступал. Уже к 1976 году Стасис Брундза вместе с Збигневом Кивертом в ЦК ДОСААФ Литовской ССР смог подготовить свой первый раллийный ВАЗ «Лада-1600». Это был 2103 с двигателем на 1600 кубов, который принёс своему хозяину серебряную медаль, заняв второе место в своём классе в ралли Акрополис, проходившем в Греции.

Следующим автомобилем Стасиса стал ВАЗ 21011 с двигателем 1,6, который ему предстояло подготовить для группы А. Теперь он заручился поддержкой Всесоюзного объединения «Автоэкспорт», а работы проходили на базе авторемонтного вильнюсского завода. Это открывало огромные горизонты, ведь завод имел в своём распоряжении собственный экспериментальный цех, конструкторское бюро и даже испытательные лаборатории: всё это располагалось на площади 1500 квадратных метров. К ВАЗу этот завод отношения не имел, так что свобода действий была практически полная. Всего же над гоночными версиями Жигулей работало 50 человек, и во главе был, конечно же, Стасис Брундза.

В 1982 году было принято решение начать работы над усовершенствованием более свежей модели Жигулей, ВАЗ-2105. Этот проект команда делала уже для группы Б, что давало максимум возможностей для доработки, так как регламент практически никак не ограничивал варианты модернизации. Правда, новый VFTS попал в класс 10 из-за заднего привода и относительно скромного объема двигателя.

LADA VFTS: Жигулёнок, который смог
Номер журнала «За Рулём» 1982 года
Лаконичный кокпит раллийной «пятёрки»
LADA VFTS: Жигулёнок, который смог
Сравнение серийной и спортивной версий из англоязычного буклета с подробным описанием особенностей Lada VFTS /Автоэкспорт

Ширина колесной базы существенно увеличилась, из-за чего пятерка получила накладки на арки, сегодня именуемые фендерами. Кузов получил множество облегчений, к примеру, многие элементы были выполнены из алюминия, а надёжность облегчённой конструкции обеспечивал каркас безопасности. Для выхлопной системы пришлось сделать отдельный тоннель, так как компоновка автомобиля изменилась слишком сильно, а кузов переделывался буквально с нуля.

LADA VFTS: Жигулёнок, который смог

Амортизаторы были заменены на газовые, производства Bilstein, а передняя сторона подвески получила двойной стабилизатор. Дополняли картину импортные шины Dunlop и Pirelli в размере 205/60 R13, что было ощутимо шире стоковых 175. В гоночных заездах далеко не всегда использовались литые диски, как на журнальных картинках – зачастую обходились и обычной заводской штамповкой, ведь она легко поддается ремонту и способна выдержать довольно серьезные нагрузки. Не всегда даже литьё способно с таким справиться, но и литьё литью рознь – современные бюджетные турецкие или китайские варианты не стоит рассматривать в сравнении. К примеру, достаточно популярными на VFTS были диски ATS Classic.

LADA VFTS: Жигулёнок, который смогДвигатель же снаружи остался практически без изменений, чего нельзя сказать о его внутренностях. Поршневая группа и механизм ГРМ были капитально переделаны, местами с применением элементов из титанового сплава. Инженеры изменили фазы впуска, увеличили степень сжатия до 11,5 единиц, а также облегчили маховик с 7 до 4 с небольшим килограммов. Крайне весомым изменением стала установка двух горизонтальных карбюраторов Weber 45 DCOE. В итоге на замерах мощности удалось добиться показателя в 160 л. с. Говорят, что в отдельных экземплярах этот показатель удавалось увеличить вплоть до 180 л. с., но точных данных, к сожалению, нет. Но даже 160 с атмосферника 1,6 литра – очень приличный результат!

LADA VFTS: Жигулёнок, который смог
Описание LadaVFTS в журнале «За Рулём»: автор статьи – сам Стасис Брундза
Модернизированный двигатель и горизонтальные карбюраторы Weber 45 DCOE

Стоковой коробки передач не хватало для полноценной работы с потенциалом этого автомобиля, так что пришлось заменить на специально подготовленные кулачковые КПП для гонок. Прежде всего они отличались прямозубыми шестернями и отсутствием синхронизаторов. В автомобилях VFTS использовали как 4-х ступенчатые КПП, так и 5-ти ступенчатые. Особенностью пятиступок было зеркальное переключение передач. Что касается передаточного числа главной пары редуктора моста – соотношение было достаточно большим, оптимальным скорее для тяги, чем для скорости – от 4.3 до 4.77.

LADA VFTS: Жигулёнок, который смог

Несмотря на относительную технологичность, вес автомобиля удалось снизить всего до 980 кг, но до сотни VFTS с опытным пилотом мог разогнаться за 8,4 секунды, а максимальная скорость держалась на уровне 192-195 км/ч. Правда, учитывая передаточные числа, страшно представить, какие обороты при этом демонстрировал тахометр. Впрочем, не исключено, что для таких показателей не обошлось без настройки ПЧ отдельных передач в коробке. В общем, результаты работы над 2105 VFTS не заставили себя долго ждать, и в 1984 году Валло Соотс и Тоомас Путмакер победили в ралли «Балтика» на этом автомобиле.

LADA VFTS: Жигулёнок, который смогВ 1985 году в ралли попробовала себя и новая модификация 2105, с принципиально другими доработками. Автомобиль имел двигатель с объемом 1,8, 16-клапанную голову, карбюраторный впуск, а также был оснащен наддувом. Надежность агрегата оставляла желать лучшего, так что от этой затеи пришлось довольно быстро отказаться, несмотря на показатели мощности вплоть до 240 л. с.

LADA VFTS: Жигулёнок, который смог

Автомобилем (атмосферной версией) довольно быстро заинтересовались и заграничные спортсмены, VFTS вполне успешно мог конкурировать с иностранными автомобилями. На экспорт такие Жигулята уходили по цене от 20 000 долларов, а чешская фирма MTX наладила производство реплики спортивных моделей, и звались они уже Lada MTX. Правда, настоящий дух VFTS повторить у них не было шанса, хоть и их автомобилям удавалось добиться неплохих результатов. Для наглядной демонстрации успеха спортивной серии Вильнюсской фабрики достаточно только факта, что болгарские спортсмены выменяли у Стасиса 2 Lada VFTS на одну Porsche 911. Если сегодня Porsche 911 уже не вызывает каких-то особых эмоций (хоть автомобиль и крутой, без сомнений), то в те годы это было просто чем-то немыслимым. Стоит отметить, что сегодня на такой обмен согласился бы далеко не каждый.

LADA VFTS: Жигулёнок, который смогНа смену 2105 VFTS пришла Lada EVA, построенная на базе Lada 2108: полноценные экземпляры были готовы уже в 1985 году. Она смогла выдать потрясающую мощность в 300 л. с., но получить большую известность она попросту не успела, так как в ралли группу Б запретили в 1987 году из-за высокой аварийности.

Источник: www.kolesa.ru

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий