На грани двух стихий: экранопланы Каспийский Монстр и Лунь

В годы холодной войны руководства враждующих супердержав искали все возможные способы обогнать своего неприятеля, и зачастую приходилось реализовывать для этой цели самые оригинальные и даже фантастические идеи. Одной из самых важных военных отраслей была транспортная, и очень заманчиво было заиметь средство перевозки с грузоподъемностью морских масштабов и скоростью воздушных. Пусть оба этих параметра граничили с минимальными показателями в этих сферах, но в совокупности эти цифры имели просто огромный потенциал. При этом машина подобного типа обещала быть очень экономичной, что также немаловажно, ведь это важнейшая характеристика, гарантирующая высокую дальность передвижения. Также не стоит забывать и о возможности перелетов над сушей.

Принципиальное отличие экраноплана от самолета заключалось в том, что его полет происходит в пределах эффекта экрана. Эффект этот заключается в отражении воздушного потока от крыла к поверхности земли или воды и возвращающийся к нему же, тем самым придающий дополнительную подъемную силу, повышая давление под крылом и корпусом машины.

После проведения первых опытных испытаний и получив уверенность в продолжении работ над экранопланом, вопрос стал ребром: под чье ведомство отдавать этот тип машин, морское или воздушное? Ведь этот аппарат передвигался как раз на грани двух стихий. В итоге все же эти аппараты отдали воздушным силам т.к. их передвижение классифицировали как полет на предельно малых высотах. Тем не менее, в международных классификациях эти аппараты причислены к морской технике…

Каспийский монстр

Не дожидаясь рассвета 22 июня 1966 года на воду был спущен огромных размеров таинственный аппарат. Путь из Горького до полигона в Каспийске занял почти месяц, ведь буксировали его по Волге только в темное время суток, чтоб избежать лишней утечки информации. При этом перемещение происходило в маскировочной сетке, в режиме погружения больше обычного и с отстыкованными крыльями…

На борту самого большого в мире летательного аппарата красовались буквы КМ, за что на западе его окрестили Каспийским Монстром. Впрочем, это имя прижилось очень быстро, ведь оно ему подходило куда больше, чем “корабль-макет”, что на самом деле означали эти буквы.

Позже рекорд по массе был побит всемирно известным самолетом “Мрия”, но на тот момент КМ просто поражал воображение своей мощью, а высокая секретность проекта добавляла простора для воображения, что делало его еще страшнее. При взлетной массе 544 тонны экраноплан имел длину 92 м и размах крыла 37.6 м – пропорции существенно отличаются от привычных авиационных.

В движение это чудовище приводилось при помощи 8 турбореактивных двигателей, каждый из которых имел тягу в 10 тонн. Они использовались в основном на старте, а в режиме крейсерского полета использовались 2 аналогичных двигателя, расположенных на киле. Крейсерская скорость КМ была на уровне 400-450 км.

В том же 1966 году начались и первые испытания на Каспийском море, для проекта специально построили станцию. Поскольку КМ изначально разрабатывался как экспериментальный образец, он так и был выпущен в единичном экземпляре.

Главный конструктором был воистину гениальный человек с крайне неординарным мышлением Ростислав Алексеев. Он был искренне предан своим идеям и творениям, но о его судьбе мы обязательно поговорим в другой раз. От него требовали практически невозможного, и иногда приходилось идти на некоторые компромиссы. Он не стоял в стороне, когда выполнялась физически тяжелая работа – гений тянул канаты наравне со всеми рабочими, пристыковывая крыло в доке. От него требовали срочных испытаний, и в полетном листе в срочном порядке нужно было делать записи. Этот пробел пришлось восполнить так называемым “полетом в доке”, удовлетворившем высшее руководство. Что за бред “полет в доке”? Вполне под стать стране советов – прямо на площадке запустили все 10 двигателей постепенно наращивая тягу. Когда она достигла около 40%, тросы, удерживающие КМ, натянулись до предела, а забор на площадке начал ломаться. Более того, сам док начал сдвигаться с места. Алексеев приказал остановить двигатели, испытание было пройдено успешно, а запись в книге полетов получила название “полет в доке”.

В следующем, уже настоящем, полете за штурвалом был сам Ростислав Алексеев. На тот момент работали еще не все системы аппарата, но начальство ставило просто фантастически сжатые сроки. Не работала даже система связи и высотомер, но это не помешало провести летные испытания продолжительностью в 50 минут. Высота полета составила около 4 метров, результат удовлетворительный. Это позволило получить документы на финансирование проекта на протяжении ближайших 5 лет. На самом же деле конструкция нуждалась в некоторых доработках, которые касались в основном ее прочности. Это пришлось утаить т.к. времени на масштабную переработку несущих конструкций попросту не было и пришлось укрепить корпус металлическими листами. Несмотря на примитивность такого решения, оно оказалось достаточно эффективным.

За границей начали вести подобные разработки, но даже примерно схожих результатов достигнуть не удавалось. Все эти аппараты были просто самолетами, оптимизированными под полеты на низких высотах. КМ же не терял стабильности даже когда Алексеев полностью бросал управление, и даже выключал двигатели во время полета. Каспийский Монстр приспосабливался к “рельефу” даже без каких-либо дополнительных действий со стороны пилота. Маневренность была просто поразительной для таких масштабов, а на испытаниях он без проблем взлетал с волнением в 3 балла.

Испытания и различные эксперименты проходили на протяжении около 15 лет, но в 1980 году умер его главный конструктор, и в том же году произошла авария по причине целой серии грубых ошибок пилота. Обошлось без жертв, но Каспийский Монстр был разрушен безвозвратно. Попыток спасти его предпринимать даже не стали, так что он просто затонул.

Модификация  КМ-1
Размах крыла, м  37.60
Размах хвостового оперения, м  37.00
Длина, м  92.00
Высота, м  21.80
Площадь крыла,м2  662.50
Масса, кг
  пустого самолета  240000
  максимальная взлетная  544000
Тип двигателя  10 ТРД ВД-7
Тяга, кгс  10 х 13000
Максимальная скорость, км/ч  500
Крейсерская скорость, км/ч  430
Практическая дальность, км  1500
Высота полета на экране, м  4-14
Мореходность, баллов  3

Лунь

Как уже говорилось выше, Каспийский Монстр с самого начала был разработан как экспериментальная машина. Свою работу он выполнил прекрасно, и открыл для конструкторов новые горизонты, на просторах которых и был построен экраноплан Лунь, о котором далее пойдет речь.

Всего планировалось построить 8 экранопланов такого типа, но только один удалось довести до стадии эксплуатации, и еще один так и остался недостроенным. Лунь классифицировался как ракетный ударный корабль-экраноплан. Основной задачей было уничтожение надводных кораблей, в приоритете – авианосцев. Высокая скорость и достаточно низкая радиолокационная заметность давали ему возможность подойти на относительно небольшие расстояния к неприятелю, и после атаки так же быстро уйти. Скорость позволяла легко удалиться даже от вертолетов, но в то же время он оставался очень уязвимым, поскольку все силы были затрачены на наступательный потенциал, а оборонительный же остался достаточно слабым.

Постройка Луни началась в 1983 году на специальном опытном заводе в Горьком. 16 июля 1986 года ее еще не полностью достроенную спустили на воду и направили в Каспийск, где уже проводились оставшиеся работы. Ходовые испытания аппарат начал проходить уже начиная с марта 1987 года, а к заводским испытаниям перешел уже в июле 1989 года.

В длину Лунь имел 73 метра, а в высоту – 19. Пропорции, опять же, отличаются от авиационных, и размах крыла у него составлял 44 метра при площади 550 кв.м, площадь стабилизатора – 220 кв.м. Толщина обшивки аппарата в разных местах составляла от 4 до 12 миллиметров. Сам корпус разделен на 3 палубы. Двигатели расположены на горизонтальном пилоне в передней части экраноплана, выбор конструкторы остановили на турбореактивных двухконтурных НК-87, разработанных на базе НК-86, которые хорошо зарекомендовали себя в гражданской авиации на Ил-86. Каждый из двигателей НК-87 имел тягу 13000 кгс и массу 2200 кг.

Что касается оборонительного вооружения, то в корме и в носу стояло по спаренным по две пушкам ГШ-23, которые многим знакомы по вооружению Ту-95МС и Ил-76. Из наступательного вооружения над корпусом установлены 6 ракетных пусковых установок, использующих противокорабельные ракеты “Москит”. Считается, что точного попадания одной такой достаточно для уничтожения почти любого корабля.

Опытная эксплуатация этого амбициозного проекта длилась всего с 1990 по 1991 год, после чего единственный экраноплан Лунь был законсервирован. Причин тому было немало, важнейшими из них стали затруднительная экономическая ситуация в стране и развал СССР, также изменение военных приоритетов во всем мире.

Машина находится в доке на территории завода “Дагдизель” в Каспийске, электроника снята и отправлена на склады, большинство ее составляющих безвозвратно утеряно.

Поскольку наступательное применение экраноплана не вызывало интереса, второй экземпляр, находившийся в процессе постройки с готовностью около 75% решили перепланировать в поисково-спасательную модификацию с госпиталем для 150 человек прямо на борту. Поскольку потребность и в таком летающем судне вызывала сомнения, его решили не достраивать.

Проект так и стоял законсервированным, пока не стал морально и технически устаревшим. В 2011 году от работ по экранопланам в России отказались совсем, а имеющиеся экземпляры хотят отдать музею, но средств даже на транспортировку выделять пока что не хотят.

И напоследок немного фото и некоторые характеристики:

Размах крыла, м44,00
Длина, м73,80
Высота, м19,20
Площадь крыла, м2550,00
Масса максимальная взлётная, кг380000
Тип двигателейНК-87
Тяга8 х 13000 кгс
Максимальная скорость, км/ч500
Высота полёта на экране1-5 м
Мореходность, баллов5-6
Экипаж, чел.10
Вооружение:6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит

 

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий