История Луиса Уэйна и его «кошачьих миров»

В Бетлемском музее разума, действующем при одноимённой психиатрической больнице в Лондоне, проходит выставка «Animal Therapy: The Cats of Louis Wain» в честь бывшего пациента – английского художника Луиса Уэйна и его неповторимых кошек. В нашей статье мы расскажем Вам историю его жизни и творчества.

История Луиса Уэйна и его «кошачьих миров»
Bethlem Museum of the Mind

В 1886 году малоизвестный художник Луис Уэйн отправил в еженедельник Illustrated London News одну из своих многочисленных работ для публикации в рождественском издании газеты. Название работы «A Kitten’s Christmas Party» говорит само за себя: на рисунке изображены около 150 котов, кошек и котят, увлечённых праздничными занятиями. Хвостатые играют в снежки, музицируют, танцуют и распивают пунш. Публика викторианской Англии, которая лишь недавно рассмотрела в котах милейших домашних питомцев, а не только истребителей вредителей, была в восторге. Эта открытка принесла Уэйну неожиданную славу и звание одного из самых влиятельных графиков викторианской сказочной живописи. Впрочем, его популярность была сопряжена с семейной трагедией, которая наложила тяжёлый отпечаток на жизнь художника.

История Луиса Уэйна и его «кошачьих миров»
Illustrated London News
Ernest H. Mills / Getty Images
Amazon Studios

Будучи свободным художником, Уэйн зарабатывал, рисуя сюжеты из английской сельской жизни для нескольких лондонских изданий. В 1884 году Луис женился на Эмили Ричардсон, которая была старше его на десять лет и работала гувернанткой его сестёр. Ричардсон всячески поддерживала художественную деятельность мужа. К сожалению, вскоре после свадьбы Эмили диагностировали рак груди, и Уэйну пришла идея обучать их домашнего котёнка Питера различным трюкам, чтобы как-то порадовать супругу. Питер, а точнее Питер Великий, названный так в честь Петра Алексеевича, стал действенным утешением для Эмили: ласковый чёрно-белый кот смягчал её муки теплом своего тела. В какой-то момент Луис стал усиленно рисовать Питера, посвящая ему многочисленные эскизы. Эмили не раз предлагала Уэйну опубликовать эти зарисовки: она умерла спустя несколько дней после того, как рисунок «A Kitten’s Christmas Party» увидел свет. За забавными рисунками с антропоморфными кошачьими скрывалось помешательство на животных, ставшее ответом на потерю любимой женщины.

Луис и Эмили в исполнении Бенедикта Камбербэтча и Клэр Фой в фильме «Кошачьи миры Луиса Уэйна» / Amazon Studios
История Луиса Уэйна и его «кошачьих миров»
Wikimedia Commons
Bethlem Museum of the Mind

В рождественской открытке, опубликованной в издании Illustrated London News, многие коты были похожи на Питера, как и в других ранних роботах Луиса. Позже художник писал, что этот бывший уличный котёнок сыграл ключевую роль в становлении направления и стиля его творчества. Поначалу кошки на рисунках Луиса всё ещё ходили на четырёх лапах и не носили одежды, однако постепенно животные становились всё более антропоморфными. Викторианской публике очень понравились хвостатые, занятые человеческими делами. По словам Луиса, он нередко приходил в общественные заведения с блокнотом и делал зарисовки своего окружения, заменяя людей котами. Художник с юмором изображал сценки из жизни, сопровождая их остроумными комментариями. Животные на его рисунках играли в крикет, катались на велосипедах, спорили, строили и т. д. К примеру, на выставке Бетлемского музея разума представлена работа с улыбающимся котом и очень характерной подписью: «Я счастлив, ведь меня все любят».

История Луиса Уэйна и его «кошачьих миров»
Bethlem Museum of the Mind
Bethlem Museum of the Mind
Wikimedia Commons

Луис активно поддерживал несколько благотворительных организаций, которые занимались защитой домашних животных. Своей деятельностью он старался добиться изменения отношения людей к кошкам. Популярность Луиса охватила период с конца 1880-х годов до начала Первой мировой войны. Эти годы прошли для художника невероятно продуктивно: он производил сотни рисунков в год, проиллюстрировал около ста детских книг. Впрочем, Уэйн не имел коммерческой хватки: он стеснялся отстаивать авторские права и часто становился жертвой афер, потому даже активная художественная деятельность не приносила ему достойного дохода. С началом войны его финансовые проблемы усугубились, а с ними на спад пошло и здоровье Луиса. В итоге в 1920-х годах его госпитализировали в палату для нищих больницы в Тутинге на юге Лондона: к тому времени художник пристрастился к патологически частым перестановкам мебели, а также постоянно твердил о пытающих его духах, стал агрессивным и периодически нападал на сестёр.

Wikimedia Commons
История Луиса Уэйна и его «кошачьих миров»
Калейдоскопические коты Уэйна / Bethlem Museum of the Mind

В 1925 году Луиса перевели в Бетлемскую королевскую больницу, где ему диагностировали шизофрению. Несмотря на госпитализацию, Уэйн продолжил рисовать котов и даже принимал участие в украшении отделения к Рождеству. В стенах «Бедлама» художник оставался до 1930 года, а потом отправился в больницу Нэпсбери в Хартфордшире, где он прожил до самой смерти в 1939 году. Всё это время Луис не прекращал творить, экспериментируя с цветами и формами. По словам директора музея Колина Гейла, выставка «Animal Therapy: The Cats of Louis Wain» демонстрирует не ухудшение психического состояния художника, но целительную силу его творчества, позволившего ему прожить яркую и разнообразную жизнь, вопреки многочисленным травмам и горестям.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий