Megola — серийный переднеприводный мотоцикл из 20-х

Не так давно мы писали о переднеприводном мотоцикле Friedenstaube, вызывавшем немалый интерес в свое время, но все же он был не первым в своем роде. Его предшественником был мотоцикл с таким же расположением двигателя — Megola, выпущенный намного раньше. Более того, этот мотоцикл даже выпускался серийно.

Сама же по себе фирма начинала не особо выделяясь из многих подобных ей. Легенькие мотоциклы по нынешним меркам, оснащенные моторчиками, которые нынче подошли бы разве что для велосипеда. Но был у них один аппарат, который смог прославить фирму на весь мир. Выделялся он расположением двигателя внутреннего сгорания на переднем колесе, передавая крутящий момент прямо на колесо.

Небольшая фабрика была построена в Мюнхене в 1919 году под руководством Фридриха Коккереля. Первый двигатель имел объем всего 38 кубов, что меньше самых скромных мопедов на сегодняшний день. Определенные успехи не заставили себя долго ждать, и компания начала выпускать мотоциклы с двигателями объемом уже до 170 куб.см. Дела шли достаточно неплохо, что позволило Фридриху немного отвлечься от рутинной работы и попробовать реализовать задумку, на дававшую ему покоя долгие годы.

Первый мотоцикл со звездообразным двигателем в заднем колесе

Прототип мотоцикла со звездообразным двигателем в колесе появился еще в 1918 году. Тогда еще трехцилиндровый двигатель располагался внутри заднего колеса. Данных об испытании такого типа конструкции практически не осталось, как и оригинального экземпляра. Не известно, чем конструктора не устроило заднее расположение двигателя, но в следующем эксперименте двигатель размещался уже в переднем колесе.

В разработке Megola принимали участие конструкторы Meixner, Gockerell и Landgraf, название мотоцикла было взято просто в первых букв их фамилий. 4-х тактный 5-цилиндровый двигатель имел рабочий объем 640 куб.см с мощностью 14 л.с. Из существенных недостатков сразу можно отметить карбюратор Pallas, расположенный справа снаружи колеса, на достаточно низком уровне, что было чревато его повреждением. Шейка коленвала была пустая внутри, и через нее горючее попадало в цилиндры через специальный канал в картере. Масляный насос находился слева и работал от коленвала через червячную передачу, от него так же через полую шейку масло попадало в картер. Выхлоп шел просто через коротенькие патрубки, при этом глушители совсем отсутствовали.

Сам же двигатель соединялся с колесом посредством планетарного редуктора, через который передавал вращение. Вместе с мотором колесо весило 30 килограмм. Масляный бачок находился по левую сторону вилки – кстати, масло доливать приходилось очень часто, ведь двигатель потреблял его достаточно много. Под сиденьем водителя располагался небольшой вещевой отсек и в самой раме находился бензобак. Еще один расходный бачок для бензина находился на правой стороне вилки, над карбюратором. Задняя подвеска была на рессорах, также именно рессоры стали смягчающим элементом передней вилки. Были и редкие полностью жесткие версии для спортивных целей, но все же основная часть даже спортивных мотоциклов имела амортизаторы. Дело было не только в удобстве, но и в устойчивости аппарата на дороге.

Тормоз устанавливался только на заднее колесо, но имел сразу 2 системы. Барабанная срабатывала от педали под ногой, а ленточная внешняя управлялась с ручки на руле. Также на руле располагалась регулировка опережения зажигания. В целом же мотоцикл не отличался обилием приборов — только спидометр и датчик давления масла.

Немного странно, но в целом Megola имела достаточно неплохие ходовые качества. Центр тяжести был достаточно низко, и мотоцикл вполне уверенно держался на дороге. Но вот отсутствие сцепления и коробки передач вызывало массу неудобств. Для полной остановки приходилось глушить двигатель, а для его запуска приходилось вручную толкать мотоцикл, или же пользоваться сдвижной подставкой – езда в городском режиме вообще немыслима. Но вот на треке AVUS одна из последних моделей Megola смогла достичь 142 км/ч, что для тех годов было достаточно приличным результатом. Правда, это была спортивная модель, и почти наверняка с большим диаметром обода, что было достаточно популярным среди гоночных энтузиастов, пробовавших добиться результатов на этом аппарате. Такие меры были необходимы из-за отсутствия коробки передач. Хотя, можно было бы изменить передаточное число редуктора.

Промышленность развивалась, движение городов становилось всё плотнее, и этому мотоциклу со временем не осталось места. В 1925 году производство Меголы было прекращено.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий