Железнодорожные орудия Второй Мировой

Орудия на железнодорожной платформе никогда не были ключевыми в ходе войны, но все же впечатление они производили неизгладимое как на врага, так и на союзников. Всего было построено 580 таких орудий, из них 178 было произведено в США, 107 – в Германии и 77 в СССР, остальные — Италия, Франция, Япония. В основном это были установки не серийного производства, да и орудия в них были в основном списанные с морского флота. В этой статье рассмотрим по одной установке от каждой из стран.

BL-18 inch, Великобритания

Эта страна по праву считалась морским государством, но береговых артиллерийских орудий крупного калибра она практически не имела. Естественно, этот пробел восполнялся флотом, но все же, для некоторых задач была необходимость в обороне с суши. Для этого зачастую и использовали орудия на железнодорожной платформе. Одним из таких орудий стало BL-18 inch.

Постройкой занималась фирма “Elswick Ordnance Co”, всего было принято на вооружение 5 единиц, из которых первую руководство армии одобрило еще в 1926 году. Длина ствола составила 16.4 метра, а масса всего орудия, включая платформу – 254.4 тонны. При калибре 457.2 мм начальная скорость вылета снаряда достигала 573 м/с, что позволяло вести огонь на дальность до 20 км.

Dora, Германия

В основном немецкие железнодорожные орудия применялись на Восточном фронте из-за явной нехватки орудий тяжелого калибра. Из них также многие были построены на базе списанных корабельных пушек, но были и отдельно разработанные орудия, специально для железнодорожной базы.

Одним из самых ярких примеров таких орудий стала сверхтяжелая Dora. Разработками орудия занималась фирма “Krupp” с 1937 года, а предназначено орудие было для линии Мажино. Орудие было разборным для транспортировки, но и так она доставляла довольно много хлопот, ведь в собранном состоянии орудие стояло на 40 осях. При этом оно занимало целых 2 колеи, разнесенных на 6 метров, а для оборудования артиллерийской позиции с таким орудием требовались такие пути 4 км в длину. Ведь горизонтальная наводка орудия осуществлялась за счет железнодорожных путей, а вертикальная уже за счет моторов на электроприводе.

В этой махине использовались отдельные 2 подъемника мощностью по 1000 л.с. – для снарядов и для гильз по отдельности. При этом весь этот аппарат собирался в течении недели. В обслуживании Доры состояло целых 500 человек, если считать с наводчиками, артиллеристами и механиками. Объект Дора был сверхсекретным, и имел очень высокую степень защиты, в которую входили отдельные части ПВО, химические отряды, и даже своей отдел военной полиции. Общая численность персонала для охраны и работы с Дорой составляла порядка 4000 человек.

Орудие стреляло как фугасными, так и бетонобойными снарядами, диаметров 807 мм. Масса бетонобойного снаряда составляла 7 100 кг, а начальная скорость вылета снаряда – до 720 м/с, что позволяло ему пробить бронеплиту толщиной в метр, а железобетонные перекрытия – до 8 метров. Дальность полета бетонобойного снаряда составляла 38 км, а масса взрывчатого вещества в таком снаряде составляла 284 кг. Фугасными снарядами Дора стреляла на 47 км, масса снаряда составляла 4.8 тонны, из которых 672 кг — взрывчатое вещество. При этом скорость вылета фугаса была значительно выше, чем у бетонобойного – 820 м/с. Скорострельность орудия составляла примерно 3 выстрела в час.

Длина ствола – 32.5 м; общая длина орудия – 47 м; ширина – 7 м; высота – 32.5 м. Масса снаряженного орудия составляла около 1350 тонн.

Италия

Железнодорожные артиллерийские установки имела даже Италия, но в количестве всего 7 единиц, при этом сами пушки были английские, диаметром 381 мм. Длина ствола составляла 15.8 м, масса – 84 тонны. Снаряд весил от 730 до 884 кг, в зависимости от назначения, а начальная скорость вылета составляла порядка 700-770 м/с, что позволяло отправить его на расстояние до 33.6 км.

ТМ – 1 – 14, СССР

В стране Советов железнодорожные орудия были в основном средних калибров, что позволяло делать их довольно мобильными. Одной из таких установок стала ТМ – 1 – 14, которая и будет представителем от СССР в этой статье.

Установка имела тоже орудия с флота, но не списанные, а с недостроенного крейсера “Измаил”. Всего было построено 6 таких артиллерийских установок, и на вооружение они были приняты в 1933 году. Установка имела 18 осей, и обстрел велся со специальной площадки, имевшей возможность поворота на все 360 градусов.

Калибр орудия составлял 355.6 мм, при этом длина ствола – 18.5 м, что позволяло отправить дальнобойный снаряд на 53 км, а фугасный – на 31 км. Скорость вылета снарядов тоже существенно отличалась, у фугаса это было 731 м/с, а у специальных дальнобойных – 950 м/с. Масса фугасного снаряда – 747.8 кг; дальнобойного – 512.5 кг. При всех этих показателях орудие имело относительно высокую скорострельность – 2 выстрела удавалось произвести всего за 3 минуты. Передвижение орудия разрешалось на скорости до 25 км в час, а мобилизация из транспортировочного в боевое состояние занимала всего 1 час. Длина всей установки составляла 39 м, при общей массе в 412 тонн.

14 inch M-1920, США

Америка также использовала морские орудия для железнодорожных установок, одной из них и стала M-1920. Она была построена еще в начале 1920-х годов на фирме “Baldwin”. Общая масса установки составила 331 т, при этом основой послужил железнодорожный транспортер на 14 осях. Мобилизация занимала также всего 1 час.

Орудие имело диаметр 355 мм при длине ствола в 18.1 м, при этом масса снаряда составляла от 548 до 707 кг, в зависимости от его типа, а скорость вылета варьировалась от 808 до 914 м/с, при этом дальность обстрела была 38 – 44 км.

Obusier de 520 modele 1916, Франция

Увы, но большинство орудий французского производства в годы войны стали немецкими трофеями. Среди них была и гаубица Obusier, построенная в двух экземплярах фирмой Schneider в 1918 году. Одно из них даже не прошло испытаний, в ходе которых было настолько повреждено, что его решили не восстанавливать. Второе испытания прошло, но тоже было довольно сильно разрушено. В 1940 году оно перешло армии Вермахта, потом даже было использовано в ходе осады Ленинграда. В сентябре 1942 года его ждала практически та же участь, что и первый Obusier – снаряд взорвался в стволе.

Орудие имело внушительный диаметр, 520 мм. При этом длина ствола составила 8.4 м, а всей установки – целых 83.5м, масса – 263 тонны. Снаряды весили от 1.3 до 1.6 тонны, начальная скорость варьировалась от 450 до 500 м/с. 1 выстрел орудие могло произвести за 6 минут, а дальность составляла от 14.6 до 17 км, в зависимости от типа снаряда.

Type 90 240-mm (M-29 SLP), Япония

Японские железнодорожные орудия не принимали участия в войне, но все же в императорской армии их имелось 30 единиц. Type 90 240-mm была построена фирмой Schneider на заказ японской армии, и была принята в 1930 году на вооружение. Пушка имела калибр 240 мм, что при длине ствола в 12.2 м и массе снаряда в 165 кг позволяло выпускать снаряды с начальной скоростью в 1065 м/с, а дальность стрельбы составляла порядка 50-52 км. Общая масса этой 16-осной установки составляла 133 тонны.

Несмотря на высокую стоимость, эти орудия не принесли большой военной пользы, но стали довольно эффективным инструментом для пропаганды.

Намного больше информации здесь

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий