«Призрачная Армия» и её надувные танки во Второй мировой войне

В этом году исполняется 75 лет со дня окончания Второй мировой войны. Этот глобальный конфликт заставил миллионы людей броситься в кровавые схватки на земле, на воде и в воздухе. Однако далеко не все солдаты боролись с врагом, используя пули и бомбы. Примером тому может послужить так называемая «Призрачная Армия» – сверхсекретный батальон в составе армии США, орудием которого стало своего рода сценическое искусство, раз за разом позволявшее осуществлять оперативно-тактический обман немецких войск.

«Призрачная Армия» и её надувные танки во Второй мировой войне
The National Archives

23-е подразделение специальных войск США, также известное как «Призрачная Армия», объединило под своим крылом художников, кадровых офицеров и звукоинженеров. Совместными усилиями они познавали и воплощали в жизнь искусство оперативно-тактического обмана противника. В период с 1944 по 1945 год, используя комбинацию прикладного искусства и военной науки, «Призрачная Армия» подготовила и инсценировала не менее 20 миссий. Единственной целью этих полевых спектаклей было введение вражеских сил в заблуждение касательно расположения союзных войск. На протяжении более чем 40 лет почти до середины 1990-х годов факт существования 23-его подразделения специальных войск США оставался засекреченным.

Эмблема «Призрачной Армии» /US Dept of Defense — Dept of the Army — Institute of Heraldry

Прежде различные операции по оперативно-тактическому обману противника были единичными и готовились спонтанно. «Призрачная Армия» стала первым постоянным подразделением, предназначенным исключительно для миссий по дезориентации врага. Её созданием руководили базировавшиеся в Лондоне офицеры американской армии – полковник Билли Харрис и майор Ральф Ингерсолл. Вдохновением для них послужил успех британской широкомасштабной «Операции Бертрам», осуществлённой в 1942 году в Северной Африке. Под руководством генерала Монтгомери британские войска построили фальшивую армию из пальмовых и фанерных танков и орудий, создали грандиозные «склады оружия» из пустых ящиков, укрытых маскировочной сеткой, и начали сооружение ложного нефтепровода, подкрепляя все эти манипуляции поддельными радиопередачами. В то же время в других позициях британцы стягивали реальную военную технику, замаскированную под простые грузовики. Немцы не могли понять, откуда им ждать удара: как следствие, они распределили свои немногочисленные силы по всей длине фронта, тем самым ослабив свою и без того ненадёжную линию защиты.

Один из муляжей танков Операции Бертрам / Leet, Gerald (Captain, British Army)
Танк Операции Бертрам, замаскированный под грузовик / British Middle East Command Directorate of Camouflage — War Office photograph WO201-2841

Во главе 23-го подразделения специальных войск США стал полковник Гарри Ридер. Под его началом насчитывалось 82 офицера и 1023 призывника. Среди них были студенты специального курса промышленного камуфляжа из Института Пратта, модельер Бил Бласс, фотограф Арт Кейн, художник Эльсуорт Келли и др. Совместными усилиями они разработали стратегию по воплощению в жизнь призрачной армии. Одним из ключевых элементов подразделения был маскировочно-инженерный батальон. Эти ребята создавали надувные машины и танки: их было просто переносить между локациями, однако издалека они казались достаточно правдоподобными. В список задач данного батальона также входила имитация отличительных знаков других армейских подразделений. Таким образом «Призрачная Армия» сбивала с толку потенциальных шпионов и разведчиков.

The National WWII Museum
Настоящий грузовик слева и его надувная имитация справа / National World War II Museum

«Призрачная Армия» также располагала радиотехнической ротой, задача которой заключалась в создании фальшивых радиопереговоров. Её операторы были настолько искусными, что они с лёгкостью имитировали стиль телеграфирования, свойственный различным армейским подразделениям. Для опытного уха специфика ведения радиопередачи сравни отпечатку пальца, определяющего конкретный комплекс войск. Потому было жизненно важно, чтобы транслируемая информация соответствовала её предполагаемому отправителю и получателю.

«Призрачная Армия» и её надувные танки во Второй мировой войне
Один из громкоговорителей 3132 Signal Service Company / National World War II Museum
«Призрачная Армия» и её надувные танки во Второй мировой войне
National World War II Museum

Не менее значимой была работа звукоинженеров, которые трудились над созданием звуковых «ловушек». Во фронтовых пейзажах они устанавливали специальные устройства для воспроизведения различных звуков. Спектр аудиоловушек включал в себя звуки передвигающейся военной техники, строительных работ, гул многолюдных армейских подразделений и т. п. Все эти звуки записывали заранее в условиях военных учений и редактировали таким образом, чтобы они соответствовали звуковому ландшафту выбранной локации. Подобные манипуляции позволяли создать впечатление активной подготовки к наступлению или полноценной защиты выбранных точек.

The National Archives

Самой успешной для подразделения стала «Операция Фирзен», которая продолжалась с 18 по 24 марта 1945 года. В рамках данной операции «Призрачная Армия» подготовила около 600 надувных транспортных средств, фальшивые отличительные знаки формы других подразделений и записи звуков строительства понтонного моста. Всё это было необходимо, чтобы заставить немцев поверить в активную подготовку переправы через реку Рейн 30-й и 79-й пехотных дивизий. И самое главное – это действительно сработало: немцы аккумулировали все свои силы у берега реки, чтобы выстроить защиту против несуществующей армии. Пока силы Оси гонялись за тенью предполагаемого наступления, они совершенно не заметили появления реальных боевых подразделений.

«Призрачная Армия» и её надувные танки во Второй мировой войне
Операция Фирзен / National Archives

Хотя «Призрачная Армия» стала первым официальным подразделением оперативно-тактического обмана, искусство дезориентации противника существует уже не первый век. Более того, оно так же старо, как и сама война. Военачальники на протяжении тысяч лет использовали различные ухищрения, чтобы добиться победы. Самым известным примером тактики обмана является Троянский конь – изобретательный подарок троянцам от греков, ставший одним из решающих элементов финального эпизода Троянской войны.

IMDB

О тактиках дезориентации противника также писал Сунь-цзы – китайский стратег VI века до н. э. и автор знаменитого трактата «Искусство войны», который остаётся актуальным даже в наши дни.

«Когда мы готовы к нападению, нужно притвориться неготовыми. Собираясь совершить бросок, надо притвориться, что мы бездействуем. Когда мы близко, нужно убедить противника, что мы еще далеко. Если же мы далеко, противнику должно казаться, что мы рядом..»

Генералы конфедератов также прибегали к тактикам обмана в ходе американской Гражданской войны, чтобы создать видимость полной боевой готовности, когда в действительности им критически не хватало людей и орудий. К примеру, они устанавливали на своих позициях пушки, вырезанные из крупных брёвен, чтобы союзные шпионы не заподозрили отчаянного дефицита оружия и припасов.

The Metropolitan Museum of Art

Источник

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий