Queen Mary: история трансатлантического лайнера

26 сентября 1933 года на воду был спущен величественный английский лайнер Queen Mary, названный в честь супруги короля Георга V и бабушки Елизаветы II – Марии Текской.

Queen Mary: история трансатлантического лайнера
David Jones
Sergey Yarmolyuk

На грани 1920-х и 1930-х годов шотландская судостроительная компания John Brown & Company начала строительство нового трансатлантического судна с проектным номером 534. Ему суждено было стать британским соперником немецким и французским суперлайнерам, появившимся несколькими годами ранее. Новому судну предстояло ходить в рейсы между Ливерпулем и Нью-Йорком в составе флота судоходной компании Cunard-White Star Line. По традиции, все корабли компании назывались женскими именами с окончанием на «ия»: изначально было предложено имя королевы Виктории, но король Георг V приказал назвать лайнер в честь его жены.

Cunard White Star Line
Король Георг V и Мария Текская / Wikimedia Commons

Строительство лайнера Queen Mary продолжалось 3,5 года. Стоимость работ составила более 3,5 фунтов стерлингов. Прежде чем компании удалось спустить судно на воду, ей пришлось значительно углубить русло реки Клайд. После торжественно спуска на воду работники Cunard-White Star Line занялись комплектацией лайнера и ходовыми испытаниями. Водоизмещение Queen Mary составляло 78638 тонн при длине борта более 310 метров. В действие эту махину приводила четырёхвальная силовая установка с 24 водотрубными котлами и четырьмя паровыми турбинами общей мощностью 158000 кВт. Максимальная скорость лайнера составляла 32,9 узла (60,8 км/ч).

John Beniston

27 мая 1936 года Queen Mary ушла в свой первый рейс. В тот день на борту находились 1849 пассажиров, однако максимальная вместимость лайнера составляла 2139 человек. Большую часть пути судно шло на полном ходу, пока ему не пришлось скинуть скорость из-за плохой видимости в густом тумане. Путь из Саутгемптона до Нью-Йорка занял 6 дней. В августе 1936 года судно получило особую награду – Голубую ленту Атлантики. Этот переходящий приз присуждают океанским лайнерам, демонстрирующим рекордную скорость при пересечении Северной Атлантики.

Queen Mary: история трансатлантического лайнера
Topical Press Agency/Hulton Archive/Getty Images
Bruce C. Cooper

Некоторые критики считали дизайн Queen Mary излишне старомодным, но британский лайнер всё равно был популярнее среди публики, чем его более модерновые соперники из Германии и Франции. Интерьер судна оформлен в стиле Art Deco. На борту лайнера комфортно располагались два внутренних бассейна, салоны красоты, библиотеки, отдельные детские комнаты для трёх классов, музыкальная студия, лекционный зал, открытые теннисные корты и даже места для выгула собак. Самым большим помещением в Queen Mary была столовая для первого класса. Так называемый «grand salon» занимал целых три этажа. Кроме того, британский корабль стал первым океанским лайнером, оборудованным собственной молельной комнатой для евреев. Таким образом Великобритания демонстрировала свою политику противостояния антисемитским настроениям, популяризируемым нацистской Германией.

Florian Boyd
«Grand salon» / Florian Boyd
Florian Boyd
Florian Boyd

В конце августа 1939 года судно Queen Mary вышло из Саутгемптона по обычному маршруту, но в день прибытия корабля в Нью-Йорк 1 сентября началась Вторая мировая война. Первое время роскошный трансатлантический лайнер простаивал в порту, но весной 1940 года руководство британской армии приняло решение переоборудовать его в транспортный военный корабль для перевозки солдат из Австралии и Новой Зеландии в Великобританию. На период Второй мировой Queen Mary перекрасили в тёмно-серый цвет, из-за которого гигантский лайнер получил прозвище «Серый призрак». Кроме того, на корме судна разместили зенитные орудия и несколько стационарных кабельных обмоток для уменьшения намагниченности корпуса судна. Магнитное поле в обмотках компенсировало магнитное поле корабля – такой нехитрое приспособление спасало судно от германских магнитных мин.

Queen Mary: история трансатлантического лайнера
Altair78

Во время войны изменения претерпел и интерьер Queen Mary. Для увеличения вместимости судна пришлось вынести из него всю мебель и декорации: в общей сложности было извлечено более 10 км ковров и около 220 ящиков с украшениями из ценных металлов, гобеленами, картинами и т. п. Деревянные детали интерьера для сохранности оббили кожей, а для размещения войск судно оборудовали сотнями складных деревянных лавок. В результате всех этих модификаций пассажировместимость Queen Mary выросла до 15000 человек (без учёта экипажа).

Queen Mary: история трансатлантического лайнера
New-York Historical Society

Несмотря на то, что в те годы лайнер Queen Mary считался одним из самых совершенных и безопасных судов, его рейсы не всегда проходили гладко. 2 октября 1942 года мощный океанский лайнер на полной скорости врезался в сопровождающий его лёгкий крейсер HMS Curacoa. Военное судно раскололось и утонуло недалеко от ирландского побережья, унеся с собой 239 человек. Следуя приказам ВМФ Великобритании, Queen Mary не могла останавливаться ни при каких обстоятельствах, чтобы избежать нападения немецких субмарин. Потому, несмотря на сломанный нос, лайнер продолжил движение, а экипаж одного из сопровождающих его эсминцев занялся поисками выживших в столкновении моряков. В тот день на борту лайнера находилось руководство 29-й пехотной дивизии США и тысячи солдат.

Queen Mary: история трансатлантического лайнера
E.V.P.

В июле 1943 года в сильный шторм Queen Mary перевозила 16683 человека (15740 солдат + 943 членов экипажа) – действующий рекорд по количеству пассажиров на борту одного судна. В 1100 км от берегов Шотландии загруженный лайнер столкнулся с так называемой волной-убийцей – гигантской одиночной волной, высота которой достигала 28 метров. Об этом происшествии написал один из пассажиров судна, доктор Норвал Картер, который был членом 110-й медицинской бригады. В письме своей семье он упомянул о происшествии фразой «мы едва не опрокинулись». Согласно расчётам специалистов, в тот день крен на правый борт Queen Mary составил 52 градуса. Накренись судно всего на 3 градуса сильнее, оно бы точно опрокинулось. События того дня вдохновили американца Пола Гэллико на написание романа «Приключения «Посейдона» о вымышленном трансатлантическом лайнере, который, в отличие от Queen Mary, не сумел выстоять против волны-убийцы. Некоторые сцены экранизации романа были сняты на борту Queen Mary.

New-York Historical Society
The Poseidon Adventure / Ronald Neame

По окончании Второй мировой войны Queen Mary вновь была переоборудована в пассажирский океанский лайнер. С 1946 и почти до конца 1950-х судно курсировало по старому маршруту, принося своим хозяевам – компании Cunard-White Star Line баснословный доход. С появлением и распространением коммерческой авиации пароходное дело обрело сильного конкурента, а к 1965 году этот бизнес стал убыточным. Из-за возраста судна и более комфортной альтернативы для пересечения Атлантики всё меньше людей пользовались услугами компании. В 1967 году Queen Mary окончательно «вышла в отставку». В аукционе на право завладеть уникальным лайнером выиграли предприниматели из калифорнийского города Лонг-Бич, заплатив его бывшему владельцу 3,5 миллиона долларов.

Queen Mary: история трансатлантического лайнера
Wikimedia Commons
Queen Mary: история трансатлантического лайнера
Wikimedia Commons

27 сентября 1967 года Queen Mary окончила свой тысячный и последний трансатлантический рейс. За десятки лет она перевезла 2112000 пассажиров и преодолела более 6102998 километров. 9 декабря лайнер прибыл в порт Лонг-Бич, где его окружили защитным барьером. Новый владелец переоборудовал судно под туристическую достопримечательность, в которой располагаются музеи, рестораны, отель и различные ивент-локации. Чтобы обезопасить гостей и упростить структуру корабля, большую часть оборудования – 2/4 двигателей, 3/4 пропеллеров и все паровые котлы утилизировали.

Jimijames
westcoaster.net

Сегодня бывший океанский лайнер Queen Mary окружают множество легенд и слухов о паранормальной активности. Посетители сообщают о звуках детского смеха в детских комнатах для третьего класса и о звуках плещущейся воды в помещении одного из опустошённых бассейнов. Также имеются упоминания о призраке 18-летнего инженера Джона Педдера, который погиб в 1966 году во время пожарной тревоги в машинном отделении. Кроме того, среди сотрудников лайнера ходят слухи о звуках скрежещущего металла и предсмертных криках людей в носовой части палубы: многие связывают это явление с крушением крейсера HMS Curacoa в военные годы.

Queen Mary: история трансатлантического лайнера
D Ramey Logan
Royal Navy official photographer

Самой популярной среди приведений комнатой считают бывшую каюту третьего класса номер В-340. Какое-то время её перестали сдавать постояльцам из-за множества жалоб на паранормальные явления. В наши дни её с радостью предоставляют любителям тарабарщины и острых ощущений. Более того, в нейтральном интерьере каюты появились приспособления для общения с призраками – карты Таро, кристальный шар и «говорящая доска».

Jessica Peralta
Jessica Peralta
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий