Project 821: первая суперъяхта на водородных топливных элементах

Суперъяхты — традиционно баснословно дорогие и далеко не самые экологичные «игрушки» сливок общества. По расчётам экспертов, среднестатистический борт данного класса производит около 7020 тонн диоксида углерода в год. Крайне маловероятно, что подобные суда когда-либо выйдут из моды среди миллиардеров, однако теперь есть шанс, что хотя бы некоторые из них смогут стать более «зелёными». По крайней мере, именно такая идея привела к созданию Project 821 — первой в мире суперъяхты на водородных топливных элементах.

Project 821: первая суперъяхта на водородных топливных элементахProject 821 является детищем датской кооперативной верфи Feadship. Её представители объявили о спуске судна на воду в первые выходные мая после пяти лет разработки и постройки. При длине борта 118,8 метра эта суперъяхта является гигантом даже в своём классе. По данным Feadship, эта прогулочная яхта несколько уступает по запасу хода от своих стандартных дизельных собратьев, представленных на рынке. Однако при этом все бортовые системы полагаются исключительно на «зелёную» мощь водорода.

Project 821: первая суперъяхта на водородных топливных элементахВодородные топливные элементы конвертируют жидкий водород в электричество за счёт диссоциации. Единственным продуктом такой реакции является вода, отводимая в виде жидкости или пара. Полученная энергия накапливается в бортовых литий-ионных батареях. Стоит отметить, что на протяжении многих лет главными препятствиями для реализации данной технологии, несмотря на практически неограниченный КПД, являлись её дороговизна и сложность логистики. К счастью, в последние годы ситуация стала меняться, и водородные топливные элементы стали понемногу интегрировать в различные транспортные средства — автомобили, самолёты, суда и поезда — в качестве экологичной альтернативы ископаемому топливу.

Тем не менее особенности водородного топлива всё ещё не дают сделать подобную технологию вездесущей. В частности, при чрезвычайно малой массе жидкий водород занимает очень много места и требует особых условий хранения. Так, на борту Project 821 он хранится в массивных двустенных резервуарах, способных поддерживать постоянную температуру на уровне -253 °C. По словам экспертов Feadship, для генерации аналогичного объёма энергии жидкого водорода необходимо в 8-10 раз больше, чем дизельного топлива. Именно эта специфика водородного топлива заставила инженеров увеличить длину суперъяхты Project 821 на ~4 метра. Помимо резервуаров с топливом, дополнительное место понадобилось и для размещения 16 блоков топливных элементов, аккумуляторов, AC/DC преобразователя для бортовой сети и системы отвода водяного пара. По итогам работы над проектом инженер Feadship пришли к выводу, что суперъяхты в силу отсутствия строгих ограничений по габаритам являются оптимальной площадкой для интеграции водородных топливных элементов.

Даже без традиционной дизельной силовой установки Project 821 прекрасно вписывается в категорию суперъяхт с семью палубами (пятью над ватерлинией и двумя под ней), 14-ю балконами, бассейном, джакузи, сауной, двумя спальными каютами, двумя ванными комнатами, спортзалом, библиотекой, буфетом, гостиной, офисами с каминами и полной смотровой палубой. Пока что использовать всю эту роскошь придётся относительно недалеко от порта, поскольку ёмкости аккумуляторов и производительности топливных элементов ещё не достаточно для дальних и затяжных плаваний. При имеющихся параметрах суперъяхта может маневрировать со скоростью около 19 км/ч и целую неделю стоять на якоре открытом море, обеспечивая постояльцев всеми удобствами за счёт бесшумных топливных элементов. Глава Feadship Ян-Барт Веркюль отметил, что на примере Project 821 его команда показала, что криогенное хранение водородного топлива — это вполне жизнеспособное решение для судов данного класса. В будущем компания планирует продолжить работу над освоением новых электрохимических инноваций и их интеграцией в судоходство.

Источник фото: Feadship

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий