Строительство и организация инфраструктуры аэропорта занимают немало времени. Доказательством тому служит пример аэропорта Берлин-Бранденбург, дата открытия которого раз за разом откладывалась из-за многочисленных технических дефектов, ошибок руководства, коррупции и плохого планирования проекта, многократно увеличившего стоимость комплекса. Даже когда всё идёт по плану, на сооружение и введение в эксплуатацию относительно простых элементов инфраструктуры вроде ангаров могут уйти годы. К счастью для аэропортов, нуждающихся в быстром увеличении полезной площади, в наше время строительные методы и материалы не ограничены кирпичом и бетоном. Специалисты научились овладевать силой воздуха, чтобы не только поднять в воздух многотонные машины, но и соорудить для них просторные хранилища. К примеру, испанская компания Buildair сумела разработать и ввести в эксплуатацию самый большой надувной ангар в мире.
Инженеры из различных отраслей давно оценили гибкость и пластичность надувных объектов, найдя им применение как в воздухоплавании, так и в военной науке (чего только стоит знаменитая «Призрачная Армия» времён Второй мировой войны). В последнее время несколько компаний открыли для себя новую нишу – оперативное сооружение воздушных конструкций для расширения инфраструктуры аэропортов. Среди них Buildair из Испании, J.B. Roche из Ирландии, Aviatech из ОАЭ, Авиастрой из РФ и др. За годы своей деятельности они обеспечили множество аэропортов надувными конструкциями всевозможных форм и размеров. Buildair выделяется на фоне конкурентов уклоном в более масштабные элементы инфраструктуры.
В частности, в 2019 году специалисты испанской компании Buildair разработали и установили в аэропорту Король Абдул-Азиз (Саудовская Аравия) самый большой надувной ангар в мире. Рядом с ним даже гигантские реактивные самолёты выглядят не такими уж внушительными. Ангар, установленный напротив главного терминала аэропорта, используется для технического обслуживания коммерческой авиации. Имея около 81 метров в длину, 75 метров в ширину и 25,5 метра в высоту, он вмещает в себя авиалайнеры вроде Boeing 787 и Airbus A330. К слову, не исключено, что скоро этот рекорд будет побит, поскольку Buildair уже проектирует новый ещё более габаритный ангар, в котором можно будет разместить самый большой пассажирский самолёт в мире Airbus А380.
Надувной ангар представляет собой конструкцию, которая напоминает туловище Бибендума – символа компании Michelin. Такой внешний вид обусловлен особой структурой, сложенной из совмещённых надувных тканевых труб, покрытых слоем поливинилхлорида. Воздух закачивают в трубы параллельно с обеих сторон, а давление внутри конструкции постоянно отслеживается специальной автоматизированной системой. Во избежание колебаний давления под воздействием температуры воздуха в Buildair разработали собственную технологию AIRTIGHT, благодаря которой ангар поддерживает заданное давление без необходимости безостановочно нагнетать воздух.
Бесспорным достоинством надувного ангара является его способность пропускать радиочастоты. Благодаря этому при планировании расположения конструкции можно не переживать о дополнительных помехах радиосвязи. В то же время воздух внутри труб действует как изоляция внутреннего помещения от улицы. К примеру, в ангаре в аэропорту Король Абдул-Азиз толщина воздушной подушки составляет 7,5 метра. Как следствие, сотрудники аэропорта могут с комфортом работать внутри надувного помещения в любую погоду. К тому же такой ангар можно оборудовать системами климат-контроля, освещения и противопожарной защиты. По словам экспертов Buildair, при должном уходе срок службы надувного ангара может достигать многих лет. Несмотря на всю воздушность и эфемерность конструкции, она отлично поддаётся ремонту: замену оболочки можно выполнять поэтапно.
Впрочем, главное преимущество подобного сооружения заключается в том, что с момента заказа до введения в эксплуатацию проходит менее трёх месяцев, а сборка конструкции и вовсе занимает считанные часы. Более того, для возведения надувного ангара не нужно вносить существенные изменения в существующую инфраструктуру аэропорта (вскапывать землю, готовить фундамент и т. п.). Закрепить ангар можно как на асфальте, так и в почве подобно обычной палатке. Гибкость и скорость сооружения надувных конструкций также раскрывает потенциал их применения далеко за пределами отрасли аэронавтики. К примеру, подобный ангар может стать временным приютом для пострадавших вследствие природных и антропогенных катастроф. Кроме того, Buildair уже развивает идею сооружения надувных мостов, которые значительно упростят проведение эвакуации и спасательных операций при наводнениях и паводках. По предварительной информации, мост, способный выдерживать от 16 до 30 тонн, можно будет установить примерно за 5 часов.