Джефф де Бур: мастер-бронник для животных

Художник, ювелир и мастер-бронник Джефф де Бур уже более 36 лет разрабатывает и собирает уникальную броню для грызунов, кошек и других животных. За плечами канадца более 500 образцов доспехов для наших меньших братьев, но он до сих пор с улыбкой вспоминает свою первую броню для мыши, которая в мгновение ока сделала его «величайшим мышиным мастером-бронником всех времён».

Первый и единственный в мире мастер-бронник для животных
Художник, ювелир и мастер-бронник Джефф де Бур

Всё началось с мышки

По словам де Бура, его доспехи предназначены не для животных, но для людей. Как мастер-бронник и художник он создаёт артефакты, которым суждено стать частью чьей-то истории. Размах и направление этих историй ограничены одним лишь человеческим воображением. Одержимость Джеффа доспехами началась в 5 лет с посещения Музея Гленбоу в Калгари. 59-летний канадец пояснил, что с юных лет его увлекала история брони. При виде каждого нового образца его одолевали мысли: кто создал эти доспехи, какой была судьба мастера, условия сборки и эксплуатации брони и т. д. Отец де Бура заведовал собственным цехом по производству металлоконструкций, потому Джефф с ранних лет близко познакомился с инструментами. В старшей школе он изготовил свои первые доспехи – человеческие.

В 1980-х годах де Бур получал степень магистра по ювелирному делу. Именно тогда он решил объединить свою страсть к броне и созданию миниатюрных украшений. Сперва Джефф думал производить уменьшенные версии человеческих доспехов, но подобные изделия казались ему бессмысленными и ненастоящими: они не создавали впечатления реального артефакта, способного вдохновить человека на развитие увлекательной истории. Так он пришёл к идее изготовить доспехи для мыши. Впрочем, одного персонажа оказалось недостаточно, и де Бур придумал для мыши антагониста – кошку. В этом противостоянии начинающий мастер-бронник увидел аналогию из мира искусства. Кошки напоминали ему художников, которые нашли свою нишу, покровителей и свободу творить искусство, достойное миллионов долларов. Мыши же в представлении де Бура отождествлялись с ремесленниками, которые отчаянно цепляются за любую работу и возможность творить, но едва сводят концы с концами.

История, а не вещи

Первый и единственный в мире мастер-бронник для животных Де Бур не просто мастер-бронник: в его арсенале множество проектов по созданию ювелирных украшений, масштабных скульптурных инсталляций и даже погребальных урн, однако создание доспехов для животных с фокусом на сохранении исторических и археологических аспектов различных культур и эпох всегда было и остаётся его излюбленным делом. Когда Джефф определяется со временными и пространственными рамками очередного проекта, он проводит исчерпывающее исследование стиля, специфики кроя и функциональных характеристик брони той или иной эпохи. Сперва он отрисовывает концепт на бумаге, а затем создаёт модели будущего облачения в глине. Такой подход позволяет ему добиться максимальной детализации изделия. По словам мастера, в зависимости от выбранного исторического периода и культурной принадлежности один набор может содержать от 50 до 500 деталей.

Первый и единственный в мире мастер-бронник для животныхДля работы с миниатюрными доспехами мастер-бронник самостоятельно создаёт собственные инструменты. В некоторых случаях на изготовление специфического набора инструментов уходит не меньше времени, чем на создание самих доспехов. Как правило, для производства мышиной и кошачьей брони де Бур использует никель, сталь, латунь, золото или платину. Джефф не переживает, что искусственный интеллект и 3D-печать когда-либо лишат его работы. Художника наоборот восхищает, как его коллеги адаптируют вековое ремесло при помощи современных технологий. По словам мастера, какими бы ни были инструменты, и он, и его коллеги создают не просто вещи, но историю, которая непременно станет частью чьего-либо прошлого, настоящего или будущего.

Мастер-бронник для животных: кому нужны такие доспехи?

Первый и единственный в мире мастер-бронник для животныхНесмотря на детализацию и продуманный внешний вид, де Бур не рекомендует надевать созданную им броню на реальных животных. По словам Джеффа, чаще всего его заказчиками выступают коллекционеры, которые ценят его мастерство и внимание к историческим деталям. Впрочем, среди клиентов мастера-бронника для животных также встречаются люди, которые ищут способ увековечить память о любимом питомце. В таком случае художник вписывает в изделие индивидуальные элементы, создавая своего рода портрет животного. Кроме того, иногда он создаёт броню для других видов. К примеру, однажды по заказу офицера полиции ему довелось соорудить самурайский шлем для служебного пса, который «вышел на пенсию». Иногда клиенты просят де Бура создать доспехи, которых никогда не существовала на реальном поле боя. Например, недавно к нему обратилась индийско-польская пара, которая попросила совместить в броне элементы снаряжения маратхских воинов и польских крылатых гусаров. В реальном мире эти культуры существовали в одно время (в XVII веке), но практически не пересекались.

Хотя Джефф подчёркивает, что его броню не стоит надевать на животных, однажды ему всё же пришлось примерить доспехи на реального кота. В начале 1990-х годов к нему обратилась съёмочная группа японского игрового телешоу с просьбой облачить в броню кота-каскадёра, который якобы был совершенно не против камер и чудных нарядов. Впрочем, как вспоминает мастер-бронник, тесные доспехи тому тучному коту оказались не по вкусу.

Искусство сквозь века

Первый и единственный в мире мастер-бронник для животныхПо словам де Бура, однажды ему довелось увидеть золотую погребальную маску Тутанхамона в Египетском музее Каира. Хотя, безусловно, данное изделие представляет огромную ценность с точки зрения истории и искусства, Джеффа куда больше интересовали вопросы, ответов на которые уже не найти: какими были обстоятельства создания маски, о чём думали мастера, что их заботило, какие условия были в их мастерской. Размышляя о том, как археологи обнаружили маску Тутанхамона в 1922 году, де Бур не может не задумываться о том, как археологи будущего отреагируют на его доспехи. Станут ли они разбираться в том, кто и зачем соорудил броню для животного, и действительно ли в далёком XXI веке мышам и кошкам могло понадобиться подобное снаряжение?

Источник фото: CHRISTIE HEMM KLOK / National Geographic Society

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий