Дэмиен Рил и Ной Рубин сгенерировали 68,7 млрд мелодий для борьбы с обвинениями в плагиате

Юрист Дэмиен Рил объединил свои усилия с программистом Ноем Рубином, чтобы разработать компьютерный алгоритм для создания всех возможных мелодий в тональности до мажор. По словам Рила и Рубина, которые являются музыкантами-любителями, их проект направлен на борьбу с бессмысленными судебными исками о плагиате и нарушении авторских прав в современной музыкальной индустрии. Зачастую злоупотребление подобными судебными тяжбами только ограничивает творческую свободу и разрушает карьеру артистов, в команде которых нет достаточно опытных адвокатов, способных защитить их интеллектуальную собственность.

Дэмиен Рил и Ной Рубин сгенерировали 68,7 млрд мелодий для борьбы с обвинениями в плагиате
TEDxMinneapolis

Дэмиен Рил профессионально занимается вопросами, касающимися авторских прав и защиты интеллектуальной собственности. Он на собственном опыте знает, насколько часто подобные судебные иски подавляют свободу артистов, не давая им развиваться в выбранном направлении. Современная судебная система допускает возможность обвинения человека даже в подсознательном копировании оригинальной мелодии, если органам суда и команде истца каким-либо образом удалось доказать, что ответчик имел доступ к оригиналу и хотя бы раз прослушал его. Ярким примером такого судебного произвола стало дело Тома Пэтти и Сэма Смита. В 2014 году американский рок-музыкант Том Пэтти обвинил начинающего исполнителя Сэма Смита в плагиате, поскольку новая песня британца «Stay With Me» в жанре поп-баллады звучала слишком похоже на хартленд-рок сингл 1989 года «I Won’t Back Down». Смит признал схожесть мелодии, однако он утверждал, что никогда не слышал этой песни. В итоге британец был вынужден указать Пэтти как соавтора и разделить роялти за песню, которая возглавила многочисленные хит-парады и стала самым коммерчески успешным проектом молодого исполнителя. В подобных случаях обвиняемая в плагиате сторона может потратить миллионы долларов на собственную защиту, но в конечном счёте всё равно проиграть и лишиться прав на собственное произведение.

Wikimedia Commons

Рил и Рубин подумали, что, опубликовав все возможные мелодии в пределах тональности до мажор, они смогут донести до публики, что в большинстве случаев совпадения мелодий случайны, поскольку их набор конечен. Для создания базы данных мелодий они разработали алгоритм, который поэтапно перебирал все возможные комбинации из 12 нот в пределах одной октавы со скоростью до 300 тысяч мелодий в секунду. Итогом их работы стали 2,6 терабайта данных – 68,7 миллиарда вариаций мелодий. Для сравнения, согласно статистике компании Gracenote, ежегодно артисты по всему миру выпускают около 80 миллионов песен. По факту записи мелодии на физический носитель на неё распространяется действие авторского права. Рил и Рубин опубликовали результаты своей работы на сервисах Github и Internet Archive по лицензии Creative Commons Zero, тем самым отказавшись от своих прав на мелодии и официально сделав их предметом общественного достояния.

 
Кроме того, Рил и Рубин генерировали мелодии в формате MIDI. В отличие от других форматов, MIDI представляет собой не оцифрованный звук, но наборы команд для проигрывания нот. Закон об авторском праве не распространяется на факты, коими, по мнению Рила и Рубина, и являются цифры в наборах команд для воспроизведения мелодий в формате MIDI. Дэмиен Рил пояснил: фактически цифры в том или ином виде существуют с начала развития человеческой цивилизации, потому закодированные ими мелодии стоит считать воплощением математических выражений.

Дэмиен Рил и Ной Рубин сгенерировали 68,7 млрд мелодий для борьбы с обвинениями в плагиате
Damen Riehl & Noah Rubin
Getty

Неизвестно, сможет ли подобная тактика повлиять на процессы судопроизводства в вопросах авторского права, однако и Рил, и Рубин настроены оптимистично. Увы, зачастую законы в этой сфере бессмысленны и беспощадны, потому ожидать можно чего угодно. В интернете на проект музыкантов-энтузиастов отреагировали неоднозначно. К примеру, юрист Леонард Френч озвучил своё мнение о том, что сгенерированные Рилом и Рубином мелодии попросту не соответствуют требованиям законов об авторском праве о наличии творческой составляющей. Потому их попытка «обвести закон вокруг пальца» вряд ли повлияет на судебную практику.

Дэмиен Рил и Ной Рубин сгенерировали 68,7 млрд мелодий для борьбы с обвинениями в плагиате
Adam Neely
Getty Images

Френч также считает, что заявление Рила и Рубина о создании «всех возможных мелодий» слишком претенциозное. Их проект был ограничен всего одной тональностью, не говоря уже о прочих особенностях структуризации последовательностей звуков, которые играют важную роль в формировании конечной мелодии. В своё оправдание Рил пояснил, что количества ресурсов электронно-вычислительной техники в их распоряжении было недостаточно для генерирования абсолютного большинства мелодий. Более того, тональность до мажор признана одной из самых распространённых в западной музыке, потому, по мнению Рила, миллиарды вариаций её применения могут охватить немалую долю спорных ситуаций. По скромным подсчётам создателей проекта, используя обычное 88-нотное пианино можно сгенерировать 216 секстиллионов мелодий, для хранения которых даже в сжатом виде необходимо около 186 зеттабайтов (186*1021 байтов) памяти. Потому Рил и Рубин приняли решение опубликовать не только полученные ими 68,7 млрд мелодий, но и коды алгоритма, чтобы все желающие могли продолжить их дело и охватить все доступные комбинации нот.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий