Болонская система и ECTS: достоинства и недостатки

В 1970-х годах в Европе впервые зашла речь об устранении сегментации государственных систем высшего образования в европейских странах. Вслед за многочисленными обсуждениями путей реализации данного процесса в 1999 году министры образования 29 стран подписали Болонскую декларацию. Спустя ещё несколько лет в рамках одной из международных правительственных конференций была сформирована так называемая Европейская система перевода и накопления баллов (ECTS), предназначенная для конвертирования оценок между вузами в разных странах. Первоочерёдной целью подобной системы является достижение максимальной прозрачности образовательного процесса для обеспечения мобильности студентов. Детальнее о возможностях обучения в европейских университетах, в частности, в Чехии, вы можете почитать на сайте школы GoStudy по ссылке: https://www.gostudy.cz/uk/.

Болонский процесс

Болонская система и ECTS: достоинства и недостатки
Bologna-Kommission

Сегодня Болонский процесс включает в себя 40+ стран. Его первоочередной задачей является расширение доступа к высшему образованию, а также повышение его качества и привлекательности. В контексте Болонской декларации министерства образования стран-участниц процесса работают над унификацией образовательной системы в пределах Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) за счёт внедрения учебных планов и методологий, которые отражают актуальные потребности современного рынка труда. Кроме того, данная система подразумевает значительное расширение мобильности как преподавательского состава, так и учащихся путём устранения сегментации образовательных программ. И наконец, одним из инструментов реализации целей Болонского процесса является Европейская система перевода и накопления баллов (ECTS).

ECTS / European Credit Transfer and Accumulation System

GoStudy

В рамках Болонской системы учёт учебной работы студентов осуществляется не только на уровне оценок в традиционном понимании, но также при помощи так называемых кредитов / баллов, которые являются своего рода отражением объёма знаний студента. Унифицированная программа ЕПВО предусматривает необходимость набрать определённое количество баллов для получения степени: 180-240 для бакалавра (курс 3 или 4 года) и 60-120 для магистра (1-2 года).

Как распределяются баллы / кредиты?

Болонская система и ECTS: достоинства и недостатки
Lennart Preiss/dapd

Образовательная программа вузов в пределах ЕПВО состоит из обязательных, элективных и факультативных предметов.

  • Наиболее очевидным является понятие обязательных предметов, изучение которых закладывает основу будущей специальности. Подобные предметы зачастую имеют привязку к определённым семестрам, потому их достаточно проблематично откладывать или переносить. В рамках 3-летнего курса бакалавриата на обязательные предметы приходится 126 баллов.
  • Под элективными предметами принято понимать обязательные к изучению блоки близких дисциплин, из которых учащиеся должны выбрать интересующие их курсы. Студент обязан набрать определённое количество баллов в каждом блоке, чтобы по завершении программы у него накопилось 30 баллов.
  • Факультативы – это необязательные для выбранной специальности предметы. Для завершения программы студенту необходимо взять несколько факультативов, однако в выборе дисциплин он ограничен лишь возможностью организации графика учебного процесса и тем, что может предложить его вуз.
EDUopinions

Отдельные баллы присуждаются за самостоятельную работу, практику и квалификационные работы (курсовые, дипломные и пр.). Стоит отметить, что в разных странах каждый кредит соответствует определённому количеству часов (в среднем это 25-30 часов). Другими словами, чтобы за трёхлетнюю бакалаврскую программу набрать 180 баллов, студенту нужно посвятить учёбе 1500-1800 часов за учебный год (36-40 недель).

Кредиты и оценки

Болонская система и ECTS: достоинства и недостатки
École polytechnique — J.Barande

При рассмотрении ECTS важно понимать, что кредиты и оценки не являются равнозначными понятиями. Вне зависимости от успешности студента в ходе учебного процесса и сдачи экзамена, количество кредитов остаётся одинаковым у всех, кто прошёл выбранный курс. Даже в пределах ЕПВО нет единой системы оценивания, например, во Франции используют двадцатибальную систему, а в Чехии – пятибальную. Для сравнения оценок в соответствии с системами различных вузов, комиссия ECTS разработала схему конвертации. Сегодня учебные успехи студента рассматривают на основе процентиля его оценки. Для этого в транскрипте отображается то, насколько хорошо студент справился с экзаменом в сравнении с условной контрольной группой (всеми учащимися в пределах потока / кафедры / специальности). Для конвертации оценки между разными учебными заведениями их представители должны сопоставить свои таблицы процентилей.

Достоинства Болонской системы и ECTS

Shutterstock
  • Прежде всего наличие кредитной системы позволяет студенту самостоятельно принимать решения о распределении нагрузки в течение учебного года.
  • Даже при наличии обязательных к изучению дисциплин учащийся имеет возможность выбрать элективы / факультативы, которые его интересуют, и всё равно набрать нужное количество кредитов.
  • Мобильность: внедрение кредитной системы на уровне ЕПВО позволяет студентам переводиться в другие вузы, на смежные специальности, а также принимать участие в программах академического обмена. При этом учащиеся не рискуют потерять время, уже потраченное на изучение дисциплин, поскольку те же кредиты будут засчитаны в новом вузе / специальности. Кроме того, пропуская семестр в собственном учебном заведении для учёбы по обмену, студент может выбрать обязательные для своего курса предметы в месте прохождения программы, и их засчитают. И наконец, при участии в программе комбинированного диплома учащийся может единожды пройти курс, необходимый для обеих специальностей, даже если он получает специальность в разных вузах / странах.
  • В случае, если студент был вынужден по каким-либо причинам прервать обучение, позже он может решить вернуться к учёбе: при наличии истории в ECTS ему не придётся заново изучать те же дисциплины (за некоторым исключением).
Болонская система и ECTS: достоинства и недостатки
Getty Images

Недостатки системы

  • Работа над нивелированием сегментации в образовательных программах разных вузов отчасти упрощает жизнь студентов и преподавателей, однако в то же время данный процесс приводит к утрате идентичности учебных заведений.
  • ECTS не может в полной мере охарактеризовать успехи студента. Система отображает сам факт того, что учащийся завершил курс и сдал экзамен, попав в тот или иной процентиль успеваемости своего вуза, однако она не раскрывает, как он сдавал промежуточные тесты, участвовал в самостоятельной и групповой работе, готовил проекты и презентации. Увы, пока ни одна система, по крайней мере, в контексте высшего образования, не позволяет объективно оценить и отобразить эти моменты.
  • Система кредитов подходит не всем. Она наиболее выгодна студентам, которые уже определились с направлением обучения и могут оценить, какие знания и навыки им будут необходимы, чтобы стать хорошим специалистом. В том случае, когда учащийся не имеет чёткого представления о выбранной специальности либо ещё не знает, чем хотел бы заняться по жизни, специфика образования в рамках Болонской системы может только больше его запутать.
Tilburg University
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий