Международный рынок нефти впервые в истории столкнулся с сокрушительным падением цены на нефтяные фьючерсы. Заголовки, громко провозглашающие о резком спаде цены на нефть вплоть до отрицательных значений, повлекли за собой появление абсурдных слухов о бесплатной нефти и нефтепродуктах. В нашей статье мы расскажем Вам, что на самом деле означает отрицательная цена, и что привело к событию, которое уже окрестили чёрным нефтяным понедельником.
На международном рынке торговлю нефтью осуществляет при помощи ряда финансовых инструментов. Сегодня мы можем видеть обвал цен на нефтяные фьючерсы – своего рода отсроченные договора купли-продажи какого-либо базового актива. Эти контракты привязаны к конкретному сроку поставки, и по мере приближения к дате истечения контракта цена на фьючерс выравнивается с реальной физической ценой сырья. В торговле фьючерсами принимают участие трейдеры и конечные покупатели. Покупателями нефтяных фьючерсов, как правило, являются нефтеперерабатывающие заводы или авиалинии, которые заинтересованы в осуществлении доставки крупных объёмов сырой нефти в определённые сроки. Трейдеры обязаны предоставить покупателям базовый актив, то есть нефть, по окончании контракта, а те в свою очередь обязуются внести полную оплату. За выполнением условий фьючерсов следит расчётная палата биржи, задача которой состоит в защите участников договора от рисков в случае невыполнения обязательств по контракту одной из сторон.
Термин «фьючерс» предполагает заблаговременное обсуждение условий сделки на приобретение товаров, стоимость которых нельзя предугадать задолго наперёд. Заключая такой договор, потребители смогут получить товар по договорной цене вне зависимости от каких-либо негативных факторов либо компенсацию своих убытков от биржи. В понедельник весь мир увидел, как на NYMEX – Нью-Йоркской товарной бирже – рухнули цены на фьючерсы, по которым конечные потребители должны были получить техасскую нефть West Texas Intermediate в мае 2020 года. Снижение цены контрактов было обусловлено наступлением окончания срока его действия 21 апреля 2020 года. Нефть сорта WTI пользуется высоким спросом среди потребителей, потому её стоимость оказывает значительное влияние на формирование цен нефти других сортов и производителей. Совершенно ожидаемо следом за падением цены West Texas Intermediate снизились цены и на нефтяные фьючерсы поставщиков сырья по всему миру. В минусах оказались фьючерсы и североморской марки Brent, поставляемой на рынки Европы и Азии, а также российской Urals.
Пандемия COVID-19 привела к резкому спаду спроса не нефть и нефтепродукты. Автовладельцы реже пользуются личным транспортом, большинство коммерческих транспортных компаний также частично приостановили свою деятельность. То же касается сотен авиалиний, которые ограничили количество пассажирских и коммерческих рейсов. К тому же, снижение бытового потребления связано с окончанием отопительного сезона. В то же время добыча нефти происходит в прежних темпах, в результате чего образовался излишек её запасов в хранилищах нефтедобывающих компаний. Более того, производители вынуждены искать дополнительные способы хранения сырья. К примеру, сегодня с этой целью используют даже танкеры, которые обычно выполняют лишь логистическую функцию. За время всемирного карантина только на борту таких судов накопились рекордные 160 миллионов баррелей сырой нефти, которую попросту негде разгружать.
Таким образом в чёрный нефтяной понедельник произошло критическое несовпадение спроса и предложения. Отрицательная цена фьючерсов вовсе не делает нефть бесплатной. Это означает лишь то, что производителям и поставщикам придётся использовать собственные средства, чтобы найти новое место для хранения нефти, в которой пока никто не нуждается. Поскольку фьючерсы сменяют друг друга каждый месяц, с 21 апреля вступил в силу новый июньский контракт. Пока что он предусматривает падение цены на доставку нефти всего на 10-16%, то есть стартовая стоимость одного барреля составит не менее 21,5 доллара. Страны ОПЕК+ (Organization of the Petroleum Exporting Countries) уже обсуждают условия договорённостей о снижении темпов добычи нефти для стабилизации рынка во избежание очередного обвала цен.
По словам экспертов, не стоит использовать данную аномалию для оценки будущего всего нефтяного рынка, поскольку положение дел во многом зависит от действий членов ОПЕК+, а также от дальнейшего развития глобального кризиса, спровоцированного COVID-19. Однако чёрный нефтяной понедельник несомненно оставит свой отпечаток в истории мировой экономики.