Автогонки – чрезвычайно травмоопасный вид спорта, гоночные автомобили участников обязательно должны соответствовать техническому регламенту мероприятия. С начала проведения Formula 1 правила и меры безопасности не всегда были достаточно строгими, что приводило к соответствующим последствиям. Представляем вашему вниманию серию аварий, произошедших на трассах чемпионата, которые заставили организаторов пересмотреть существующие требования к безопасности.
Ники Лауда, Нюрбургринг 1976
Настоящим чудом можно считать тот день, когда трижды чемпион Formula 1 австриец Ники Лауда выжил в аварии неподалёку от Нюрбургринга. Из-за плохих погодных условий участки дороги были мокрыми и скользкими, Лауда потерял управление на особенно сложном повороте трассы Бергверк. Его Феррари на скорости влетел в земляную насыпь и отскочил обратно на трассу. При столкновении болид мгновенно загорелся, а на дороге в него врезался американец Бретт Лунгер, который шёл следующим за Лаудой. Вскоре подъехало ещё трое гонщиков и вместе им удалось высвободить Лауду из пылающей машины. Австриец получил тяжёлые ожоги головы, лишившись правого уха, и впал в кому из-за повреждения лёгких.
Лауда пропустил всего две гонки чемпионата и вернулся на трассу уже через шесть недель. Авария произошла на 22.8 километре нюрбургринского кольца – в месте практически недосягаемом для спасателей. Организаторы приняли решение отказаться от проведения гонок на этой трассе.
Айртон Сенна и Роланд Ратценбергер, Сан Марино 1994
Вероятно, самой резонансной в истории Formula 1 является авария на Гран-при в Сан Марино в 1994 году, в результате которой погиб бразилец Айртон Сенна. Это случилось на следующий день после смерти Роланда Ратценбергера во время квалификации. Сенна был настолько поражён происшествием, что сомневался, стоит ли ему принимать участие в Гран-при.
В конечном счёте он решил не пропускать гонку – это решение стало для него фатальным. На скорости 190 миль в час (~305км/ч) Сенна потерял управление и врезался в бетонную стену. Сила столкновения была такой, что часть подвески оказалась в кабине – водитель получил травмы несовместимые с жизнью.
Трёхкратный чемпион Formula 1 Айртон Сенна и по сей день считается одним из самых выдающихся водителей в истории чемпионата. Его смерть стала причиной ужесточения некоторых требований к конструкции болида. Организаторы ограничили размер и мощность двигателя; изменениям подлежала также кабина водителя – боковины кокпита были подняты и усилены.
Тринадцать водителей, Спа-Франкоршам 1998
Выход из строя пяти болидов после первого же поворота во время Гран-при в Бельгии кажется сущим хаосом. Представьте же реакцию людей, наблюдавших, как в 1998 году на трассе Спа-Франкоршам буквально за пару секунд из гонки выбыло сразу 13 автомобилей.
Тот день в Спа выдался особенно дождливым – камеры едва могли уловить машины сквозь стену дождя и брызг от колёс. Хотя больше половины участников оказались в массовом завале уже на первом круге Гран-при, гонку возобновили через час.
Четыре из двадцати двух гонщиков не смогли участвовать в новом заезде. Хаккинен вылетел на первом же повороте, позже столкнулись Михаэль Шумахер и Дэвид Култхард, Джанкарло Физикелла и Синдзи Накано – водители ошибались и регулярно вылетали с трассы. Во второй раз гонщики вынуждены были выезжать на запасных болидах – после этого заезда их использование запретили, чтобы уменьшить затраты для участников чемпионата.
Жюль Бьянки, Судзука 2014
При осложнённых погодных условиях проводился и Гран-при Япония – на трассу надвигался тайфун. Он стал первым за 20 лет Гран-при, во время которого произошла авария с летальным исходом. Гонку несколько раз прерывали из-за сильного дождя, на 42 кругу немец Адриан Сутиль потерял управление и влетел в барьер из шин, на место аварии подоспел эвакуатор. Именно в него на следующем кругу врезался Бьянки, потеряв контроль над машиной на скорости 78 миль в час (~125 км/ч).
В результате столкновения с 6,5-тонной машиной француз получил серьёзную травму головы и скончался в больнице спустя 9 месяцев. После длительного расследования Международная автомобильная федерация назвала причину аварии: участок трассы был мокрым и Бьянки не сумел затормозить, в итоге он пересёк зону вылета и врезался в заднюю часть эвакуатора.
По итогам расследования МАФ ввела некоторые изменения в правила проведения гонок, включая «правило четырёх часов»: общая длительность гонки не должна превышать 4 часа; заезд следует начинать не позже, чем за 4 часа до сумерек (за исключением ночных гонок). Кроме того, нововведения касались ужесточения контроля работы дренажных систем на трассе и изменения алгоритма реакции эвакуаторов.
HALO
В 2016 году ассоциация пилотов Formula 1 подняла вопрос о создании системы для защиты головы водителя. Вскоре начались тесты нескольких форм защиты, среди которых были Aeroscreen (лобовое стекло, установленное на двух стойках по обеим сторонам кокпита) и система Halo. В испытаниях ключевых видов рисков: столкновения машины с машиной, со статическим препятствием и другими объектами система Halo была способна противостоять нагрузке, равной 15-кратной полной массе машины.
В 2018 году МАФ приняла решение об обязательном введении системы Halo для фронтальной защиты кокпита. Некоторые конструкторы и гонщики подвергли такое решение критике из-за сложностей в установке титановой системы и «непривлекательного внешнего вида».
Гонщик Фернандо Алонсо, который из-за ошибки соперника Нико Хюлькенберга попал в аварию на бельгийском Гран-при в августе 2018, доказал критикам, что Halo – достойный способ защиты водителя. Болид Алонсо отбросило на Заубер Шарля Леклера, который также был оснащён защитной системой. В результате столкновения титановые конструкции на Макларене испанца и Заубер были сильно повреждены, но оба водителя остались невредимыми. Остаётся только догадываться, насколько страшными были бы последствия, если бы не Halo.
Источник: edition.cnn.com