В 2001 году река Хелильруд в юго-восточном Иране разлилась, затопив некрополи третьего тысячелетия до нашей эры поблизости от города Джирофт. Вода вымыла из земли множество артефактов. Большинство из них, включая изящный резной флакон из хлорита, оказались в распоряжении местных жителей, но спустя годы некоторые «сокровища» удалось вернуть учёным для изучения и демонстрации на выставках археологического музея Джирофта. Исследуя старинный хлоритовый флакон, археологи обнаружили в нём следы пигментов и прочих ингредиентов. Учёные предполагают, что им повезло найти самую древнюю помаду в истории.
История косметики уходит корнями глубоко в прошлое человечества. К примеру, угольную подводку для глаз люди использовали тысячи лет назад в разных уголках Земли, а в древнем Египте, на Ближнем Востоке и в отдельных регионах Азии были обнаружили старинные образцы тональных средств, перламутровых теней и пр. Многообразие свидетельств позволило учёным довольно точно воссоздать рецепты древних косметических средств. Впрочем, как ни странно, несмотря на сотни лет археологических раскопок и исследований, наши познания о пигментах для губ и их происхождении остаются чрезвычайно ограниченными.
Находка из Джифорта оказалась чрезвычайно ценным образцом истории древней косметики. По словам археолога Массимо Видале, в бронзовом веке косметическое ремесло уже имело размахи индустрии, однако на протяжении сотен лет учёные попросту игнорировали эту сферу как нечто малозначимое. В действительности же на тот момент косметика играла важную роль в формировании и отображении социальной иерархии ранних городов, а также служила своеобразным символом роскоши и богатства. Древнюю помаду учёные обнаружили внутри резного сосуда из хлорита. С первого взгляда этот древний сосуд напоминал другие артефакты культуры Мархаши, однако его форма и размер показались исследователям нетипичными. В те времена люди нередко использовали сегменты болотного тростника в качестве простых в изготовлении и доступных контейнеров для повседневного использования в хозяйстве. Мастер, изготовивший хлоритовый сосуд, сымитировал форму и размер тростника.
Внутри сосуда учёные обнаружили следы очень мелкого, рассыпчатого тёмно-фиолетового порошка. Археологи подвергли его широчайшему спектру аналитических методик, включая сканирующую электронную микроскопию, порошковую рентгеновскую дифракцию, жидкостную хроматографию и тандемную масс-спектрометрию, а также радиоуглеродное датирование. Анализ показал минимальное загрязнение образца почвой, несмотря на то, что сосуд находился в захоронении на протяжении примерно 4000 лет. Исследователи датировали образец вторым тысячелетием до нашей эры. Помимо возраста, чрезвычайно любопытным оказался и состав порошка. Основным ингредиентом древней смеси был гематит – чёрно-коричневый минерал, при измельчении которого получается ярко-красная крошка. Кроме того, в старинную помаду входили мельчайшие зёрна кварца, клинохлора, браунита, манганита и галенита – ингредиента древнеегипетского кайала. Помимо минералов, учёные обнаружили следы растительных масел и восков, которые используют и сегодня.
Особенности состава пигмента вместе с формой и размером флакона натолкнули учёных на мсль о том, что им удалось обнаружить древнюю помаду – старейший образец пигмента подобного назначения. Наибольшим сожалением для археологов оказался тот факт, что им не повезло найти помаду в непосредственном месте её захоронения. Разрушение некрополя вследствие разлива реки и действия местных жителей лишили исследователей важного контекста, который позволил бы им связать древнейшее косметическое средство с конкретным человеком или группой людей и их местом в сообществе бронзового века. Впрочем, эта находка всё же подтвердила предположения учёных о том, что мастера Мархаши имели достаточно высокое понимание металлических минералов, природных и синтетических компонентов для производства сложных пигментов, пригодных для украшения человеческого тела. В частности, минимальное количество свинцовых минералов в составе помады может указывать на то, что ремесленники халколита знали о ядовитости свинца и последствиях его употребления внутрь при нанесении декоративного пигмента на губы.
Источник фото: A Bronze Age lip-paint from southeastern Iran / Eskandari, N., De Carlo, E., Zorzi, F. et al.