Традиционно на территории каждого аэропорта находится башня, в которой располагается группа руководства полётами. Специалисты осуществляют диспетчерское обслуживание воздушного движения, контролируя происходящее на лётном поле через остеклённые окна и многочисленные радиотехнические средства навигации. Аэропорт Сэлен-Трюсиль в Скандинавских горах станет первым в мире аэропортом с полностью виртуальным командно-диспетчерским пунктом.
Шведская аэрокосмическая и оборонная компания Saab AB на протяжении нескольких лет тестировала удалённый контроль полётов в разных уголках Земли от США и Ирландии до Австралии и Океании. Скандинавский горный аэропорт Сэлен-Трюсиль – его открытие должно состояться уже в декабре 2019 года – станет первым в мире авиационным комплексом, на территории которого отсутствует привычная башня командно-диспетчерского пункта. Взамен обслуживание воздушного движения будет осуществляться из наблюдательного пункта в 300 километрах от аэропорта.
Скандинавский горный аэропорт Сэлен-Трюсиль находится в шведской провинции Даларна. Этот приграничный регион имеет большую ценность для Швеции и Норвегии, так как здесь расположено несколько крупных горнолыжных курортов. Несмотря на привлекательность данной местности для туристов, аэропорт будет обслуживать около 10 постоянных рейсов от двух авиакомпаний, в связи с чем постоянное присутствие диспетчеров в наблюдательном пункте может показаться бессмысленным. Такая проблема не чужда небольшим региональным аэропортам, однако на помощь людям приходят современные технологии.
В аэропорту Сэлен-Трюсиль место диспетчерской башни займут многочисленные камеры и сенсоры, рассредоточенные по территории аэродрома. Все данные будут поступать в центральный контрольный пункт в Сундсвалле, где диспетчера получат 360-градусный обзор, сжатый до 225-градусной арки из экранов с высоким разрешением. Таким образом, виртуальное «окно» представит специалистам гораздо более обстоятельный вид на лётное поле, чем традиционная башня. Благодаря дополненной реальности оператор сможет узнать номер рейса и всевозможные данные в режиме реального времени, при этом не отводя глаз от экрана. Кроме того, с помощью акустической системы диспетчер будет слышать всё происходящее. Неоспоримым достоинством технологии удалённого наблюдения является возможность использовать приближение изображения, а также наличие режима повышенной точности для обслуживания полётов в тёмное время суток или в плохих погодных условиях.
Под наблюдением диспетчерского центра в Сундсвалле также находится небольшой близлежащий аэропорт Сундсвалль-Тимра, Эрншёльдсвик на севере Швеции и Линчёпинг на юге страны. В декабре 2018 года первая в Великобритании цифровая диспетчерская башня появилась на аэродроме Университета Крэнфилда. Современные технологии пришли на помощь людям в последние несколько лет, однако скандинавский горный аэропорт Сэлен-Трюсиль – пока что единственный в мире аэропорт, где наличие традиционного командно-диспетчерского пункта было не предусмотрено ещё на этапе планирования строительства. В 2020 году такая система появится в аэропорту Лондон-Сити. Данный авиационный комплекс ежегодно принимает более 4,5 миллиона пассажиров: он станет первым крупным аэропортом с виртуальным командно-диспетчерским пунктом.
Эксперты считают, что в будущем системы дистанционного руководства полётами станут привычным делом, особенно когда флот мировой коммерческой авиации пополнится более миниатюрными летательными аппаратами вроде VTOL (самолёт вертикального взлёта и посадки), которые могут обслуживаться даже в условиях небольших удалённых аэропортов.