Норвежская судоходная компания Torghatten AS планирует запустить в Стокгольме Zeam – первый коммерческий автономный электрический паром, который начнёт перевозить пассажиров между городскими островами уже в этом году.
Проект Zeam является детищем исследователей из Норвежского университета естественных и технических наук. В прошлом году они запустили пилотный проект Autoferry с небольшим экспериментальным паромом milliAmpere 2, который начал перевозить пассажиров по главному каналу города Тронхейм. Теперь же учёные заручились поддержкой норвежской судоходной компании Torghatten AS для создания предприятия Zeabuz. Строительство полноценного парома для шведской столицы взяла на себя судостроительная компания Brødrene Aa, которая специализируется на разработке и сборке высокотехнологичных паромов из композитных материалов.
Размер парома Zeam составит 12 на 5 метров, которых будет достаточно для перевозки 25 пассажиров и 6 велосипедов. Инновационный паром оборудован набором чувствительной техники, включая радары, LiDAR, GPS и камеры, работающие в инфракрасном и видимом спектре. Это снаряжение позволит в режиме реального времени отслеживать маршрут судна, идентифицируя любые объекты и препятствия на его пути. Для осуществления автономных манёвров в процессе швартования паром использует систему ультразвуковых сенсоров. За анализ всех текущих данных будет отвечать так называемый «цифровой капитан», базирующийся на ИИ.
По словам представителей компании Torghatten AS, автономность Zeam обеспечит блок аккумуляторных батарей от компании ZEM (Zero Emission Maritime Solutions), номинальная ёмкость которого составит 188 кВт⋅ч. Известно, что в течение дня подзарядка батарей будет осуществляться за счёт комплекса солнечных батарей на крыше парома мощностью 7,7 кВт. Пока никакой информации о мощности электродвигателей, а также о запасе хода и скорости движения судна производитель не предоставил. Запуск первого маршрута парома Zeam запланирован на июнь 2023 года. Ожидается, что судно будет работать до 15 часов в день с интервалом в 15 минут. Из 14 островов в черте Стокгольма первым маршрутом пока будут связаны только два – Кунгсхольмен и Сёдермальм, лежащие в самом сердце столицы – в её историческом центре. В Torghatten AS надеются, что Стокгольм станет лишь первым из множества островных городов, которые подержат эту экологичную, экономичную и гибкую инициативу.