Продолжаем тему прототипов автомобилей СССР (часть 1) и (часть 2)
ВАЗ 2802-01 «Пони»
Разработка этого чуда началась еще осенью 1979 года на заводе ВАЗ, а первый автомобиль был готов уже в середине 1980 года. Никель-цинковая аккумуляторная батарея весила примерно 380 кг и работала с напряжением порядка 144 вольта. Запас хода был 75-120 км, в зависимости от местности Автомобиль задумывался модульным, поэтому кузов был съемным, а на его место предполагалась возможность установки разнообразных надстроек.
Изначально было предусмотрено только водительское место т.к. машинка должна была быть исключительно городской рабочей лошадкой, а при таком небольшом объеме потребности в экспедиторе не было. Это позволяло существенно сэкономить на весе и затратах энергии на отопление кабины, ведь это напрямую связано с ее объемом. Но такой вариант кабины не прижился и ее сделали больше, полностью изменив форму и добавив пассажирское место. В процессе работы над автомобилем основной проблемой была его избыточная масса, от которой так и не смогли избавиться. Изначально задумывалось, что грузоподъемность будет в районе 500 кг, но из-за лишнего собственного веса осталось «полезных» не более 100 кг. И это в еще не готовом тестовом экземпляре, даже при отсутствии усилителя руля и тормозов.
Отдельного внимания заслуживает кабина, для начала 80-х она выглядит очень интересно. Стекла сложной формы тогда еще никто не делал, но попытка реализовать такое новшество не была безболезненной – они не опускались, а даже форточке там не нашлось места. И это при отсутствии какой-либо вентиляции, кроме люка в крыше.
В общем, машинку долго еще таскали по выставкам по всему миру, и она там привлекала всеобщее внимание, ну доделать ее так и не смогли. Она была вполне рабочая, но проблему с лишним весом так и не смогли решить.
Москвич С-1
Первый макет был построен еще в феврале 1975 года, на его изготовление ушло 3 недели, и руководству он был представлен уже к 22 числу. Модель была маркирована С-1, а впоследствии автомобиль должен был носить название Меридиан 1700TS. Он получил очень высокие оценки руководства завода и проект был охотно одобрен. Работы над первым опытным автомобилем завершились в декабре того же года.
Интересным моментом во внешности автомобиля стоит отметить капот со штампованным «бугорком» с левой стороны. Ничего особенного, просто модернизированный двигатель М-412 был немного высоковат для этого автомобиля. Имел он мощность 85 л.с и рабочий объем 1.7 литра. Коробку установили нового поколения пятиступенчатую, а рычаг прямо из нее непосредственно идет в салон, что делает переключение передач непривычно четкими. Задняя подвеска независимая, а передняя типа МакФерсон, а ведущими сделали задние колеса.
Надо признать, машина получилась действительно выдающаяся: аккуратно спрятанные ручки дверей, слегка выпуклый капот, придающий машине спортивные очертания, обилие пластиковых деталей. Да и салон получился на совершенно новом уровне комфорта, совсем непривычном для Москвичей. Правда, тоже всё это неспроста… Приборы в салоне были импортными, от фирмы Jaeger, а фары поставили от Opel Ascona.
Тесты автомобиля проводили даже на дорогах общего пользования и автомобиль постепенно получал небольшие изменения. Так постепенно и пришли к концепту С-2
Москвич С-2
В процессе доработок С-1 пришли к новой модели С-2, и ее полноразмерный макет был готов уже в середине 1976 года. Модель выглядела значительно сбалансированней своего старшего брата и тут же перехватила внимание конструкторов и руководства. Стойка кузова была скрыта дверями, продолжения окон завершались изящным отверстием для вентиляции, а вот дверные ручки решили вернуть более привычные, наружные. Решетка радиатора переходила в капот значительно плавнее, чем у предшественника, а сам капот избавился от выпуклости, полностью изменив форму.
Начало серийного производства принципиально нового автомобиля стоило бы производителям многих затрат финансов и усилий, и руководство вместо этого начало искать заграничных партнеров. Поиски не заняли много времени т.к. заинтересованных в сотрудничестве компаний не нашли. Трудно понять логику, но производство налаживать так и не стали, а разработки продолжались во всю. Так пришли к новой модели, С-3
Москвич С-3
Макет новенького Москвича С-3 появился в октябре 1976 года, в нем конструкторы исполнили все пожелания руководства, что существенно повлияло на его внешность. Готовый образец также не заставил себя долго ждать, и также получил некоторые новаторские смелые решения. Крыша крепилась к стойкам при помощи сварки, а швы были закрыты пластиковыми накладками, таким образом отпала потребность в желобах для стока воды. Также появились небольшие окошки за пассажирскими дверями. Все конструктивные особенности автомобиль унаследовал от старших моделей семейства «С».
Были еще кое-какие наброски, как сделать седан на базе этой модели, должно было получиться очень даже неплохо.
Увы, хоть машина получилась и взвешенной во всех отношениях, но внешне не представляла абсолютно никакого интереса. Тем не менее, она вполне могла бы пойти в серию, если бы не постоянные перемены в министерстве и очередные дебильные указания. На сей раз помехой было указание сделать автомобиль с передним приводом. В общем, так проект и похерили. Частично решения этой модели унаследовал Москвич 2141, который впоследствии наконец-то благополучно пошел в серию.
На этом еще далеко не все. Оставайтесь с нами, продолжение следует)