Когда речь идёт об изучении иностранных языков, мы привыкли думать, что лучших успехов можно добиться лишь в детстве. Однако начало обучения на любом этапе вашей жизни имеет определённые преимущества, о которых мы расскажем Вам в нашей статье.
Грубо говоря, каждый возраст по-своему хорош для изучения новых языков: в детстве наш слух позволяет нам различать и усваивать особенности произношения как родного, так и иностранных языков, в сознательном возрасте мы способны дольше сосредотачивать внимание, а приобретённые навыки, как например, общая грамотность, помогают без ограничений пополнять словарный запас. Как правило, детям хуже даётся сухая теория и грамматические правила, а с возрастом нам становится легче систематизировать подобную информацию.
В Израиле провели исследование, в течение которого проверяли способность воспринимать новые правила и применять их с новой лексикой в трёх возрастных группах: 8, 12 и 20 лет. Подобные исследования проводились среди 2000 каталано-испанских билингвов, изучающих английский – результаты оказались практически идентичными: те, кто приступил к изучению иностранного языка в более сознательном возрасте, намного быстрее стали делать заметные успехи, чем младшие ученики. Учёные предполагают, что жизненный опыт и способность наперёд продумывать решение возможных проблем помогают нам чувствовать себя комфортнее в процессе усвоения нового языка.
Дети же преуспевают при косвенном изучении языка: по мере общения с носителями иностранного языка, им становится легче имитировать произношение, манеру речи и интонации. Такой способ обучения эффективнее, но гарантированный успех возможен только при длительном пребывании в естественной среде иностранного языка. В 2016 году Центр Билингвизма проводил исследование в начальной школе в Шотландии, где пятилетние дети учили северокитайский (мандаринский): часа в неделю было определённо недостаточно, чтобы заметить какой-то прогресс, но лишние пол часа и присутствие на уроке носителя языка помогли детям быстрее освоить тональную систему, которая с большим трудом даётся старшим ученикам.
Новорождённые способны различать 600 согласных и 200 гласных звуков, которые составляют все существующие в мире языки. В первый год жизни наш мозг адаптируется к звукам, которые мы слышим чаще всего, забывая «ненужные»: например, японские дети с лёгкостью различают звуки «л» и «р», взрослые же испытывают с этим некоторые трудности – звук «л» отсутствует в японском языке. Первые годы нашей жизни – решающие в освоении родного языка: если речь не сформировалась в юном возрасте, позже это будет труднее компенсировать – к такому выводу пришли учёные, изучая детей, выросших в изоляции.
Подобные ограничения не относятся к иностранным языкам, однако существует множество факторов, которые играют роль при изучении нового языка. Даниэла Тренкич, психолингвистик в Университете Йорка, рассказала о различных социальных обстоятельствах, которые могут повлиять на успехи в иностранных языках.
Когда семья переезжает в другую страну, как правило, дети намного быстрее привыкают к новому языку – и дело далеко не всегда во врождённых способностях. Для детей знание языка – единственный способ выжить в новом обществе: завести друзей, найти своё место в школе и за её пределами. Взрослые обычно не чувствуют подобного давления, нередко они имеют возможность общаться с теми, кто и так понимает их, например, с другими иммигрантами. В процессе формирование личности, как и при изучении чужого языка, важнейшую роль играет взаимодействие с окружающими. Стремление стать полноценным членом общества – отличный стимул для преодоления языкового барьера.
Ключевым моментом в изучении языка является желание постоянно расширять границы собственных знаний. В начале 2018 Массачусетский технологический институт опубликовал результаты исследования, проведённого на основе опроса более 670 тысяч человек: для достижения уровня знания английской грамматики, равносильного уровню носителя, лучший возраст для начала обучения – 10 лет. Кроме того, учёные пришли к выводу, что и с возрастом возможно совершенствовать свои знания: в сущности, даже грамматикой родного языка люди овладевают примерно к 30 годам. Другое исследование показало, что мы узнаем новое слово в родном языке почти каждый день до 55-60 лет.
Даниэла Тренкич обратила внимание, что критерий опроса МТИ был слишком специфическим – способность «сойти» за носителя языка исключительно на основе познаний в грамматике, что отразилось на точности результатов. Девушка переехала в Британию из Сербии, когда ей уже было 20 лет, и только тогда научилась бегло говорить на английском. Несмотря на то, что девушка иногда допускает грамматические ошибки, она с лёгкостью читает англоязычную литературу, пишет содержательные и связные тексты и без проблем общается с окружающими, а вышеупомянутый опрос МТИ определил её как носителя английского языка.
Источник: www.bbc.com