Вряд ли для кого-то сегодня остается секретом тот факт, что в СССР абсолютное большинство производимых автомобилей были скопированы с западных моделей. Зачастую они имели довольно полезные усовершенствования, но в плане качества, как правило, были далеки от своих прародителей. Не вдаваясь в технические подробности, предлагаем рассмотреть вместе наиболее примечательные экземпляры:
ВАЗ-2101 / Fiat 124
Здесь никакого подвоха, отечественная “Копейка” была лицензионной копией итальянского Fiat 124, имевшая некоторые модернизации для езды по нашим дорогам. При этом и завод был оборудован фирмой Fiat, и дополнительное обучение советские специалисты проходили у своих итальянских коллег.
Трудно сказать, за какие заслуги, но в мае 1972 года Волжский автозавод получил международную премию “Золотой Меркурий”.
ВАЗ-2103 / Fiat 125
Базой для этого советского седана послужили Fiat 124 и Fiat 125. Впрочем, разработка была совместная с итальянцами. В чем-то он стал лучше, в чем-то хуже, но в целом автомобиль стал достаточно популярным и получил множество поклонников как в СССР, так и за его пределами.
ЗАЗ-966 / NSU Prinz IV
Страна остро нуждалась в небольшом экономичном автомобиле, в качестве которого запорожский автозавод начал выпускать в 1966 году свое новое чудо инженерной мысли. Естественно, Запорожец не является полной копией NSU Prinz IV, но все же достаточно только взглянуть на это фото, чтоб сделать определенные выводы) Известно, что изначально в качестве прототипа рассматривался такой автомобиль как Chevrolet Corvair, но что-то пошло не так)
ЗАЗ-965 / Fiat 600
Заимствование идей и технологий у Fiat советскими инженерами началось отнюдь не с “копейки”. Первым можно считать ЗАЗ 965, в народе известный как “Горбатый”. Прототипом для данного автомобиля была достаточно успешная малолитражка Fiat 600. В разработке принимали участие специалисты из НАМИ и МЗМА, но вот выпуском занимался запорожский автозавод.
ГАЗ-13 “Чайка” / Packard Carribean / Packard Patrician
Автомобиль выпускался для высокопоставленных чиновников, и простому советскому человеку нельзя было и мечтать о таком. Чайку нельзя назвать полной копией Packard Caribbean или Packard Patrician, но сходство очевидно. Всего было выпущено 3189 автомобилей ГАЗ-13, ведь приоритет в выпуске такого класса был в пользу автозавода имени Лихачева. Главным конкурентом Чайки был ЗИЛ-111, который можно с ней просто спутать.
Также ЗИЛ выпускал в этом классе автомобили ЗИЛ-114 и ЗИЛ-155, которые хоть и имеют что-то общее с Lincoln Continental и Cadillac Fleetwood соответственно, но все же аналогами не являются.
Говорят, ЗИЛ 115 предусматривал возможность установки навесного бронирования, также имел защиту от радиации.
Москвич-400 и 401 / Opel Kadett K38
Этот малолитражный автомобиль был полностью аналогичен своему немецкому собрату Opel Kadett K38. Для производства нового Москвича даже оборудование было вывезено из Германии. Поскольку часть документации была утеряна, пришлось восстанавливать утраченное совместно с немецкими специалистами.
Москвич-402 / Opel Olympia Rekord
Базой для этого Москвича послужил Opel Olympia Rekord, выпускавшийся с 1947 по 1953 год. Москвич-402 начали выпускать в 1956 году, и уже в мае 1958 года серийное производство прекратилось, но началось производство обновленной модели, с индексом 407. Многое пришлось доработать самим, также принимали участие конструкторы завода ГАЗ. Но в целом сходство осталось очевидным.
Позже разрабатывая Москвич-412, конструкторы ориентировались на Opel Kadett B 1965 года, но автомобиль получился совсем другим. Так же, как и Москвич 2141 должны были копировать с Simca-Chrysler 1308 1975 года, но по ряду причин машина получилась всё же своя, со своими достоинствами и недостатками.
ГАЗ-24 / Ford Falcon
Разрабатывая Волгу, конструкторы за основу взяли Ford Falcon 1962 и Plymouth Valiant 1962. Автомобиль получился успешным, вполне соответствующим потребностям страны. В личное пользование Волги попадали поначалу довольно редко, и использовались в основном для государственных нужд и в таксопарках.
ГАЗ-21 / Ford Mainline
21-я Волга была создана с нуля, здесь позаимствованы были только некоторые элементы. Впрочем, многие автомобили имели сходства, на то она и мода. По сходствам с ГАЗ-21 были отмечены такие автомобили как Opel Kapitan 1951, Plymouth Savoy 1953, Chevrolet 210 1953, Standard Vanguard 1952, Ford Mainline 1954, Henry J 1952 и, конечно же, Mercury Monterey 1952 года.
КИМ-10 / Ford Prefect
Возможно, личные автомобили получили бы намного большую популярность в СССР, но война внесла свои коррективы. В 1940 году начался выпуск автомобиля КИМ-10, и уже через год был остановлен. За основу был взят Ford Prefect, выпуск которого начался в 1938 году, и закончился аж в 1949, успешно пережив войну.
Красный Путиловец Л1 / Buick 32-90, ЗИС-110 / Packard 180
Прототипом для Л1 стал Buick 32-90, но вот только скопировать качественно попросту не получилось. Buick был слишком технологичным для того времени, обилие автоматических систем и сервоприводов оказалось слишком сложно для советских инженеров. В итоге в 1933 году было выпущено 6 экземпляров, которые должны были своим ходом ехать в Москву. Большая часть из них с задачей справиться не смогла) Проект был передан на ЗиС, где уже занялись разработкой ЗиС-101 на его базе. Но вот только внешне его легко спутать с Packard 180.
ГАЗ-А / Ford Model A
Кто хоть немного интересуется историей автопрома, явно знаком с одним из первых массовых автомобилей в мире – Ford Model A. Не выдумывая новых названий и хитростей, руководство страны советов решило попросту купить оборудование и документацию для производства этого автомобиля. Спустя совсем короткие сроки после прекращения выпуска Ford-A начался выпуск ГАЗ-А. Уже в 1936 году автомобиль запретили эксплуатировать и заставили сдать государству, получив компенсацию на покупку нового ГАЗ-М-1.
ГАЗ-М1 / Ford Model B 40A
Ситуация аналогична, вся необходимая документация для производства Ford-B была куплена, после чего начался выпуск ГАЗ-М1. Автомобиль подвергся множеству доработок в соответствии и требуемыми условиями эксплуатации, вследствие чего получился во многом даже лучше американского прототипа.
ГАЗ-М12 / Buick Super
Роскошный седан был разработан на базе Buick Super, но в общем это была далеко не копия. Полностью копировать автомобиль было не рентабельно, ведь было уже множество собственных успешных наработок, которые можно и даже нужно было применить.