Транспортный коридор Шэньчжэнь-Чжуншань, недавно введённый в эксплуатацию в китайской провинции Гуандун, побил сразу несколько мировых рекордов.
Дельта Чжунцзян, где Жемчужная река впадает в Южно-Китайское море, является одним из самых густонаселённых мест в мире. Она охватывает Гонконг, Макао и девять крупных городов провинции Гуандун, разделяя их широкими рукавами водоёмов, что существенно усложняет логистику в регионе. Транспортный коридор Шэньчжэнь-Чжуншань призван решить эту проблему. Гигантское сооружение, соединяющее собой два города на противоположных берегах эстуария Чжунцзян, растянулось на 24 километра. Впрочем, этот коридор не является самым длинным мостом, поскольку он представляет собой комплекс из подвесных мостов и подводного тоннеля. Тоннель пролегает в центральной части коридора между двумя искусственными островами, а отрезки мостов в свою очередь соединяют эти острова с Шэньчжэнем и Чжуншанем.
Рекордное сооружение наконец было введено в эксплуатацию 30 июня в 3 часа дня по местному времени спустя 7 лет строительных работ. На всей протяжённости мостов и подводного тоннеля коридор включает в себя 8 полос, на которых разрешено двигаться со скоростью до 100 км/ч. Согласно пресс-релизу проекта, коридор Шэньчжэнь-Чжуншань сократил время в пути между Шэньчжэнем и Чжуншанем с двух часов до всего тридцати минут. В рамках официальной церемонии открытия нового транспортного коридора CGTN – китайский международный новостной телеканал – озвучил список весьма специфических мировых рекордов, которые установила данная конструкция. В частности, он был признан:
- самым длинным морским подвесным мостом с прогонами коробчатого сечения – 1666 метров,
- мостом с самым высоким путепроводом 91 метр,
- морским мостом с самым высоким навигационным клиренсом, морским подвесным мостом с самой большой анкерной опорой – 344 000 м3 бетона,
- морским подвесным мостом с самой высокой устойчивостью к ветру по итогам испытания – 83,7 м/с,
- стальным мостом с самой большой площадью настила с эпоксидным асфальтовым покрытием – 378 800 м2,
- самым длинным погружным подводным тоннелем с восемью полосами и двусторонним движением – 5035 м,
- самым широким сталебетонным подводным тоннелем – до 55,6 метра,
- конструкцией с самой большой однообъёмной отливкой для сталебетонного тоннеля из самоуплотняющегося бетона – 29 000 м3 на секцию,
- конструкцией с самым широким складным М-образным водяным затвоом, размещённым в крайней секции погружного тоннеля – 3 метра.
Транспортный коридор Шэньчжэнь-Чжуншань также содержит первую в мире подводную скоростную автомагистральную транспортную развязку. Для эксплуатации сооружения подобных масштабов предусмотрено поразительное количество элементов безопасности. Так, подводная часть коридора оборудована современными системами пожаротушения и дымоудаления. Он находится под присмотром команды 14 роботов, которые постоянно патрулируют тоннель, отслеживая состояние трубопроводов и кабелей. Более того, они следят за потоком машин, чтобы в случае ДТП зафиксировать происходящее при помощи камер и под контролем операторов дистанционно реорганизовать движение посредством встроенных динамиков. Отдельного внимания достойна система освещения, которая может отображать ситуацию в тоннеле за счёт изменения цвета: зелёный цвет означает штатную работу коридора, а красный цвет свидетельствует о ЧП. Кроме того, освещение может служить инструментом навигации в случае необходимости эвакуации тоннеля, постепенно изменяя цвет от жёлтого к зелёному.
Путепровод Шэньчжэнь-Чжуншань стал вторым масштабным проектом в регионе, направленным на оптимизацию логистики в густонаселённых районах. В 31 км от него располагается ещё один транспортный гигант – комплекс Гонконг – Чжухай – Макао, также изместный как Сянган – Чжухай – Аомынь, который представляет собой многокилометровую серию мостов и подводных тоннелей, пересекающих дельту Жемчужной реки.