Видеоигры не только позволяют разнообразить домашнее времяпрепровождение, но также способствуют интеллектуальному развитию игроков и тренировке различных специальных навыков. Зачастую этими достоинствами электронных игр пользуются представители младших поколений, однако учёные из Калифорнийского университета в Сан-Франциско разработали специальную музыкальную игру для пожилых людей – Rhythmicity, способствующую улучшению работы кратковременной памяти.
Американские учёные разработали Rhythmicity совместно с перкуссионистом Микки Хартом, наиболее известным по рок-группе Grateful Dead. Игра представляет собой комплекс упражнений на развитие чувства ритма с аудиовизуальными стимулами. По словам разработчиков, её особенность заключается в наличии ИИ-компонента, который адаптирует сложность уровней, анализируя успехи игрока на предыдущих этапах. Таким образом пользователь получает адекватное повышение темпа и требований к точности действий, чтобы стимулировать тренировку краткосрочной памяти, однако при этом игра не становится чрезмерно сложной, чтобы не испортить общее впечатление от игрового процесса. При помощи этой игры исследователи решили проверить гипотезу о том, что тренировки на развитие чувства ритма могут быть полезными и для немузыкальных задач.
В рамках эксперимента 47 человек в возрасте от 60 до 79 лет разделились на две группы. Одна группа получила планшеты с Rhythmicity, а вторая – набор головоломок по поиску слов. Все участники на протяжении 8 недель проводили за игрой по 20 минут в день 5 дней в неделю. По окончании «курса» испытуемые прошли контрольный тест на проверку кратковременной памяти в виде упражнения на восприятие и распознавание незнакомых лиц. При этом учёные также отслеживали активность мозга добровольцев. Анализ результатов тестов показал, что восьминедельный курс Rhythmicity оказал на работу кратковременной памяти гораздо более выраженный эффект, чем простая головоломка. К слову, это подтвердили и данные ЭЭГ: у испытуемых можно было наблюдать повышенную активность верхней теменной дольки – участка мозга, который ассоциируется с кратковременной визуальной памятью на лица и способностью воспроизводить музыку «с листа».
Снижение когнитивных способностей нередко сопровождает естественное старение человеческого организма, однако Rhythmicity и другие видеоигры являются прямым доказательством того, что способы предотвратить и даже обратить этот процесс существуют и успешно работают. По словам нейробиолога Адама Газзали, все эти игры могут воздействовать на различные грани когнитивных способностей и соответствующие им зоны мозга, однако их объединяет схожий адаптивный алгоритм, который определяет достаточную умственную нагрузку для обеспечения прогресса без переутомления пользователя.