Rhythmicity: игра для тренировки кратковременной памяти

Видеоигры не только позволяют разнообразить домашнее времяпрепровождение, но также способствуют интеллектуальному развитию игроков и тренировке различных специальных навыков. Зачастую этими достоинствами электронных игр пользуются представители младших поколений, однако учёные из Калифорнийского университета в Сан-Франциско разработали специальную музыкальную игру для пожилых людей – Rhythmicity, способствующую улучшению работы кратковременной памяти.

Rhythmicity: игра для тренировки кратковременной памяти
Sora Khan/Unsplash

Американские учёные разработали Rhythmicity совместно с перкуссионистом Микки Хартом, наиболее известным по рок-группе Grateful Dead. Игра представляет собой комплекс упражнений на развитие чувства ритма с аудиовизуальными стимулами. По словам разработчиков, её особенность заключается в наличии ИИ-компонента, который адаптирует сложность уровней, анализируя успехи игрока на предыдущих этапах. Таким образом пользователь получает адекватное повышение темпа и требований к точности действий, чтобы стимулировать тренировку краткосрочной памяти, однако при этом игра не становится чрезмерно сложной, чтобы не испортить общее впечатление от игрового процесса. При помощи этой игры исследователи решили проверить гипотезу о том, что тренировки на развитие чувства ритма могут быть полезными и для немузыкальных задач.

UCSF
Rhythmicity: игра для тренировки кратковременной памяти
UCSF
UCSF

В рамках эксперимента 47 человек в возрасте от 60 до 79 лет разделились на две группы. Одна группа получила планшеты с Rhythmicity, а вторая – набор головоломок по поиску слов. Все участники на протяжении 8 недель проводили за игрой по 20 минут в день 5 дней в неделю. По окончании «курса» испытуемые прошли контрольный тест на проверку кратковременной памяти в виде упражнения на восприятие и распознавание незнакомых лиц. При этом учёные также отслеживали активность мозга добровольцев. Анализ результатов тестов показал, что восьминедельный курс Rhythmicity оказал на работу кратковременной памяти гораздо более выраженный эффект, чем простая головоломка. К слову, это подтвердили и данные ЭЭГ: у испытуемых можно было наблюдать повышенную активность верхней теменной дольки – участка мозга, который ассоциируется с кратковременной визуальной памятью на лица и способностью воспроизводить музыку «с листа».

 
К слову, Rhythmicity – это не первая видеоигра нейробиологов из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, предназначенная для тренировки мозга. С 2013 года эта же команда работала над гонкой NeuroRacer. По итогам её испытаний на пожилых людях в течение 4 недель учёные отметили улучшение состояния пациентов с когнитивными нарушениями. В частности, испытуемым стало проще удерживать избирательное внимание и использовать свою рабочую память. Аналогичные результаты имела игра Labyrinth, в которой пользователям-добровольцам было необходимо преодолевать лабиринты в виртуальной реальности. По истечении 4 недель испытуемые отметили улучшение работы как кратковременной, так и долговременной памяти. Ещё одна разработка нейробиологов – Body-Brain Trainer с задачами по математике, логике, на проверку памяти и рефлексов – показала, что видеоигры помогают игрокам пожилого возраста отчасти восстановить как ментальные, так и физические способности: концентрацию, равновесие и т. п. Более того, постоянный фидбек в виде данных о частоте сердечных сокращений и артериальном давлении продемонстрировал, что тренировка мозга оказывает положительное воздействие на работу сердечно-сосудистой системы.

How musical rhythm training improves short-term memory for faces / Ted Zanto, Adam Gazzaley, Jessica Younger, Roger Anguera
How musical rhythm training improves short-term memory for faces / Ted Zanto, Adam Gazzaley, Jessica Younger, Roger Anguera

Снижение когнитивных способностей нередко сопровождает естественное старение человеческого организма, однако Rhythmicity и другие видеоигры являются прямым доказательством того, что способы предотвратить и даже обратить этот процесс существуют и успешно работают. По словам нейробиолога Адама Газзали, все эти игры могут воздействовать на различные грани когнитивных способностей и соответствующие им зоны мозга, однако их объединяет схожий адаптивный алгоритм, который определяет достаточную умственную нагрузку для обеспечения прогресса без переутомления пользователя.

Rhythmicity: игра для тренировки кратковременной памяти
UCSF
Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь