Учёные всего мира внимательно наблюдают за состоянием мировых ледяных щитов. Согласно данным Antarctic System Science, именно изменения уровня Мирового океана и активная деградация ледников являются самым опасным симптомом глобального потепления. Группа индонезийских дизайнеров предложила вполне логичный и одновременно неожиданный проект для борьбы с данным явлением – вновь заморозить Арктику при помощи футуристических подводных лодок, производящих искусственные айсберги.
Метод, предложенный индонезийскими специалистами, основан на примере восстановления лесов на территориях, подвергшихся пожарам, вырубкам и т. п. Источником вдохновения для них послужили усилия людей по расширению территорий тропических лесов в Южной Америке. Дизайнеры разработали проект, в рамках которого в местах активной деградации ледяного покрова будут действовать мобильные аппараты для производства льда. Согласно опубликованному дизайн-проекту, специальные подводные лодки будут трансформировать океаническую воду в шестиугольные айсберги. Такая форма позволит льдинам эффективнее связываться гранями с окружающими айсбергами для формирования новых морских ледяных щитов.
Ледники содержат в себе большую часть мировых запасов пресной воды нашей планеты. Во многолетних льдах, как правило, содержится ничтожно малое количество соли, однако в молодых ледниках её концентрация гораздо выше, что делает их более хрупкими и подверженными таянию. Для очищения морской воды от соли индонезийцы предложили использовать фильтры с обратным осмосом. Сквозь огромные фильтры опреснённая морская вода попадёт в специальный закрытый контейнер. В нём на протяжении целого месяца будет происходить охлаждение воды при помощи воздушных турбин. Для изготовления одного шестиугольного пазла-айсберга диаметром до 25 метров и шириной около 5 метров необходимо около 2027 кубических метров воды. Разработчики проекта уверены, что отряд таких подводных лодок сумеет восстановить баланс экосистемы.
Футуристические подводные лодки будут раз за разом повторять цикл набора морской воды и последующей заморозки. В процессе десалинизации солёная вода пропускается сквозь полупроницаемые мембраны под высоким давлением, равным 10-12 атмосферам. Такой способ опреснения воды позволяет минимизировать нагревание жидкости, неизбежное при классической перегонке. Для набора воды в открытый контейнер подводная лодка должна погрузиться, но во время заморозки для поддержания холодной температуры она будет дрейфовать на поверхности. По истечении времени, необходимого для формирования льдины с плотной структурой, судно вновь погружается, открывая крышку «морозилки». Готовый айсберг произвольно выплывает к поверхности океана и остаётся на плаву за счёт разницы в плотности воды в зависимости от температуры.
Индонезийцы признают, что их метод не поможет остановить глобальные изменения экологии – для этого нужно существенно снизить объёмы выброса парниковых газов. Директор Национального центра данных о снеге и льде США Марк Серриз назвал этот проект «пластырем» для временного сдерживания климатических изменений. Сами создатели футуристического проекта надеются, что реализация их идеи позволит дать шанс полярной экосистеме. Из-за таяния ледников в опасности оказались множественные обитатели Арктики: белые медведи, песцы, морские зайцы, белухи, нарвалы, моржи и тюлени. Ледяные покровы являются основным местом их обитания и кормёжки, потому деградация льдов сулит животным скорую смерть. Индонезийцы стремятся компенсировать хотя бы одно из проявлений глобального потепления, чтобы дать людям время побороть и другие.
Критики обеспокоены тем, что проект по изготовлению искусственных айсбергов может принести больше вреда, чем пользы. Если для питания субмарин использовать ископаемое топливо, то флот таких подлодок только усугубит имеющиеся проблемы. Кроме того, даже если они будут эксплуатировать энергию из возобновляемых источников, для воплощения конечной задумки масштабы проекта должны быть просто невероятными.