Прародитель одного из самых динамичных автомобилей в мире Porsche 911 – Porsche Type 64 уйдёт из-под молотка этим летом. Самый старый спорткар компании Porsche AG имеет все шансы стать самым дорогим автомобилем немецкого производителя.
Porsche Type 64 чем-то напоминает пластилиновую модельку современного автомобиля, сделанную маленьким ребёнком. Type 64 был первым автомобилем, разработанным Фердинандом Порше в 1939 году – и первой попыткой создать гоночный автомобиль с заднемоторной компоновкой. В 1945 году данный концепт стал основой для первого серийного автомобиля компании Porsche 356, а позже и Porsche 911. Модель Type 64 была создана на базе более раннего дизайна Фердинанда Порше под названием KdF-Wagen. Kraft-durch-Freude-Wagen (в переводе с немецкого «сила через радость» – нацистский пропагандистский лозунг) должен был стать недорогим семейным автомобилем для настоящих немцев и предметом гордости нацистской Германии. Во время войны серийное производство модели KdF-Wagen так и не было налажено, но после её окончания она получила распространение под названием Volkswagen Beetle.
Порше обратил внимание, что машина с заднемоторной компоновкой имеет потенциал в качестве гоночного автомобиля. Расположение двигателя позади ведущей оси заднеприводного автомобиля подразумевает смещение центра тяжести автомобиля, потому высокая загрузка ведущих колёс обеспечивает хорошее сцепление с дорожным покрытием при разгоне даже на скользком покрытии. Хотя концентрация массы на задней оси обуславливает избыточную склонность автомобиля к заносам на скоростных поворотах, опытный водитель может с умом воспользоваться этим недостатком. Если заранее оттормозиться на прямом участке дороги перед поворотом и плавно набирать скорость в самом повороте, то возможность заноса практически исключается, а сам поворот происходит на более высокой скорости.
Прототип Porsche Type 64 построили специально для участия в гонке по маршруту Берлин – Рим, проведение которой было назначено на сентябрь 1939 года. Гонка так и не состоялась, а заводы, предназначенные для серийного производства KdF-Wagen переоборудовали под разработку и изготовление военной техники, в частности PzKpfw VI «Tiger» (P) и Panzerkampfwagen VIII «Maus». До начала военных действий Porsche собрали всего один полноценный экземпляр Type 64, позже появились ещё два автомобиля. Шасси и двигатель Порше одолжил у прототипа KdF-Wagen, однако четырёхцилиндровый оппозитный двигатель мощность 28 л. с. был несколько усовершенствован. В результате автомобиль выдавал 50 л. с. и развивал скорость до 160 км/ч – неплохая цифра для технологий тех времён. Кузов был сделан из легчайшего алюминиевого сплава, а его обтекаемой формы удалось добиться применением технологий, используемых в авиастроении.
Один из трёх Porsche Type 64 был разрушен в начале Второй мировой войны. Два автомобиля являлись законным имуществом семьи Порше: в повседневной жизни они использовали только один экземпляр, а второй оставался нетронутым в гараже. В мае 1945 года американские солдаты изъяли один из автомобилей и на протяжении нескольких недель вдоволь катались на нём, пока не отказал двигатель, а саму машину фактически разобрали. После войны в 1947 году сын Фердинанда Порше – Ферри – восстановил облик своего личного Porsche Type 64 при помощи итальянского дизайнера Джованни Баттиста Фарина, основателя компании Pininfarina S.p.A. С 1950-х по 1982 год этот автомобиль принимал участие в гонках.
Судьба экземпляра, конфискованного американцами долгое время оставалась неизвестной – именно его планируют продать на аукционе Сотбис в Монтерей, штат Калифорния. Технически это третий автомобиль Type 64, восстановленный на базе разрушенного во время войны первого прототипа. Аукцион стартует в середине августа 2019 года, а тем временем этот экземпляр Porsche Type 64 путешествует по миру в качестве экспоната автомузеев. Он уже побывал в «Peterson Automotive Museum» в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, а теперь находится в автомобильном музее Гамбурга «Prototyp Automuseum».
По сей день самым дорогим автомобилем компании Porsche является гоночный Porsche 917 1970 года, за рулём которого побывал американский гонщик и киноактёр в фильме «Le Mans», снятом в 1971 году. В 2017 году на аукционе Gooding & Company Porsche 917 ушёл из-под молотка за 14 080 000 долларов. Porsche Type 64 имеет все шансы побить этот рекорд. Эксперты из страховой компании Hagerty утверждают, что самый первый спорткар Porsche, который оказал огромное влияние на будущее компании и её последующих автомобилей, в частности на Porsche 911, можно оценивать в 20-25 миллионов долларов.