PIBOT: в Южной Корее представили робота-пилота

Команда корейских исследователей разработала первого робота-гуманоида, способного управлять самолётом. PIBOT размещается в стандартном кресле пилота, использует руки для взаимодействия с многочисленными кнопками и переключателями в кабине и полагается на ИИ, чтобы запоминать схемы полётов и аварийные протоколы.

PIBOT: в Южной Корее представили робота-пилотаС начала XXI века мир увидел несколько многообещающих роботизированных пилотов. К примеру, в 2016 году DARPA робо-рука ALIAS (Aircrew Labor In-Cockpit Automation System) выполняла простейшие манёвры, поддерживая работу первого пилота, а спустя год самостоятельно осуществила посадку Boeing 737 в симуляторе. Тем временем компания RE2 Robotics работает над созданием CARNAC (Common Aircraft Retrofit for Novel Autonomous Control) – роботизированной системы пилотирования неадаптированных летательных аппаратов, а в 2019 году система ROBOpilot, которая превращает традиционный самолёт в роботизированный, совершила свой первый самостоятельный полёт протяжённостью 2 часа. Главное отличие всех прежних разработок в данной сфере от детища учёных из Корейского института передовых технологий (KAIST) по прозвищу PIBOT заключатся в том, что это – робот-гуманоид, вооружённый ИИ-технологией.

По словам ведущего научного сотрудника проекта KAIST Дэвида Хён-чхоля Шима, роботы-гуманоиды не требуют модификации существующих летательных аппаратов, а значит они пригодны и практичны в случаях необходимости автоматизации рейсов практически любой авиационной техники. Другими словами, сидя в обычном кресле пилота, робот-гуманоид спокойно дотягивается до всех необходимых кнопок и тумблеров – даже в условиях экстремальной турбулентности. Благодаря встроенной камере, он способен в режиме реального времени анализировать происходящее как внутри кабины, так и за её пределами.

PIBOT: в Южной Корее представили робота-пилота
Робот на борту KLA-100

Ещё одним достоинством PIBOT является тот факт, что инженеры снабдили его похожей на ChatGPT ИИ-моделью, которая позволяет роботу запомнить все аэронавигационные чарты Jeppesen, применимые практически в любом уголке Земли. Кроме того, ему не нужно прибегать к чтению контрольных карт QRH: благодаря интеграции ИИ он наизусть знает содержимое сборника оперативной информации, содержащий описание протоколов и процедур, актуальных для внештатных и аварийных ситуаций вроде потери питания на борту или дисфункции системы. В KAIST уверяют, что PIBOT способен летать, не допуская даже мельчайших ошибок, а также реагировать на ЧП гораздо эффективнее и быстрее пилотов-людей.

Стоит отметить, что пока специалисты KAIST протестировали умения PIBOT – запуск, руление, взлёт, пилотаж, посадку, руление и парковку самолёта – только на авиасимуляторе. Однако исследователи планируют усадить робо-пилота за штурвал реального летательного аппарата уже в ближайшее время. К слову, инженеры считают, что их детище может пилотировать не только авиационную технику, но также широкий спектр наземного транспорта, например, военную технику в опасных для людей условиях либо в случаях дефицита человеческого ресурса. Ожидается, что разработка робота будет завершена к 2026 году, и его создатели планируют коммерциализировать устройство как для военного, так и для гражданского использования.

Источник фото: KAIST

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь