New York City 1: картина Пита Мондриана провисела вверх ногами 75 лет

На пресс-конференции, состоявшейся в рамках выставки «Mondrian. Evolution» в музее Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen K20, её куратор Зузанне Мейер-Бюзер сообщила, что изюминка выставки – New York City 1 (1941) Пита Мондриана – провисела вверх ногами все 75 лет со времён своего первого появления на публике.

New York City 1: картина Пита Мондриана провисела вверх ногами 75 лет
MONDRIAN/HOLTZMAN TRUST; KUNSTSAMMLUNG NORDRHEIN-WESTFALEN, DÜSSELDORF; PHOTO WALTER KLEIN, DÜSSELDORF

По словам куратора выставки, первой наводкой к осознанию того, что картина New York City 1 – версия полотна New York City, выполненная с помощью клейкой ленты – висит неправильно, стала фотография, сделанная в студии Мондриана в 1944 году вскоре после его смерти. На ней видно, что горизонтальные красные, жёлтые и голубые ленты более плотно сконцентрированы в верхней части картины. К слову, аналогичный принцип расположения полос можно наблюдать и в дебютном полотне серии, которое выставлено в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. Мейер-Бюзер считает, что на фотографии в студии картина располагается именно так, как задумывал художник. Впрочем, вероятно, при подготовке к первой публичной демонстрации полотна в 1945 году что-то пошло не так, а самого Пита уже не было в живых, чтобы это исправить. Возможно, по неосмотрительности сотрудников Нью-Йоркского музея современного искусства при транспортировке или распаковке картину перевернули, и никто не обратил внимания на эту ошибку.

New York City 1: картина Пита Мондриана провисела вверх ногами 75 лет
Пит Мондриан в своей нью-йоркской студии с одной из картин серии New York City / Getty Images

Зузанне заявила, что в пользу теории о неправильной ориентации New York City 1 служат немногочисленные данные о технике работы Пита Мондриана. Для удобства художник начинал наносить клейкие ленты на покрытое маслом полотно сверху вниз, бережно переплетая полосы между собой. Сейчас сверху картины располагаются порядком потрёпанные фрагменты скотча, которые не достают до края картины. По мнению специалистов, следуя логике работы художника, им следовало бы находиться внизу. Кроме того, куратор выставки «Mondrian. Evolution» утверждает, что, как и на других картинах серии, более плотное переплетение полос у одной из граней New York City 1 символизирует тёмное небо Нью-Йорка. Хотя коллеги абсолютно согласны с выводом Зузанны, полотно не планируют переворачивать, поскольку это может повредить его структурную целостность.

New York City 1: картина Пита Мондриана провисела вверх ногами 75 лет
APA/Deutsche Presse-Agentur GmbH

Нидерландский художник Пит Мондриан творил в XIX – XX вв. Он признан одним из величайших художников своего времени и основоположником современного абстракционизма. В поисках «универсальной красоты» он сформулировал концепцию геометрического абстракционизма – неопластицизм, утопию новой культуры, которую творят «первичные элементы»: геометрические фигуры, линии и базовые цвета спектра. Данное течение оказало существенное влияние не только на живопись, но также на американскую и европейскую архитектуру и промышленный дизайн. В частности, проекты Мондриана и его коллег нашли отражение в предметах одежды и аксессуарах, дизайне интерьера и мебели.

Wikimedia Commons
ULLSTEIN BILD DTL/GETTY

Стоит отметить, что сотрудники Нью-Йоркского музея современного искусства не раз были замечены за неправильным размещением предметов искусства. В частности, в 1961 году во время выставки Анри Матисса брокер Женевьев Абер обнаружила, что одна из работ художника Le Bateau висит вверх ногами. За 47 дней ни сотрудники, ни более чем 116 тысяч посетителей, ни даже сын Матисса Пьер не заподозрили неладное. Женщина несколько раз посетила выставку, а затем приобрела официальный каталог, чтобы удостовериться в своей правоте. Женевьев указала на ошибку сотрудникам музея, однако те лишь посмеялись над ней, и тогда она обратилась к прессе. Вскоре после публикации её заявления в New York Times кураторы выставки признали свою оплошность и повесили картину правильно.

NYTimes
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий