Япония – своего рода мекка для экспертов в сфере управления рисками, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий. Государству, расположенному на стратовулканическом архипелаге и окружённому водами нескольких морей и Тихого океана, жизненно необходимы специфические адаптации инфраструктуры, которые смогут защитить местных жителей от природных катаклизмов. Прежде мы рассказывали Вам о практикуемом в Японии сейсмостойком строительстве, суть которого состоит в разработке устойчивых к землетрясениям зданий. В этой статье мы расскажем Вам, как японцы справляются с другой не менее серьёзной проблемой – паводками и наводнениями. Представляем Вашему вниманию настоящее чудо инженерии – токийский противопаводковый коллектор.
Токио расположен на равнине Канто в бухте Токийского залива. Японская столица всегда страдала от паводков: на её территории протекают 5 крупных и с дюжину небольших, но весьма своенравных рек, которые выходят из берегов каждый сезон. Проблему паводков усугубила усиленная урбанизация и неосторожная добыча воды из подземных источников, из-за которых город заметно просел и стал ещё более подверженным затоплению.
За последние десятилетия Токио заметно усовершенствовал стратегию сопротивления тайфунам и укрощения строптивых рек. Идея создания противопаводковой системы в столице зародилась в послевоенные годы. В 1947 году тайфун Катлин разрушил более 31 тысячи домов и привёл к гибели около 1100 человек. Спустя 10 лет тайфун Каногава (также известный как Ида) принёс с собой невероятное количество осадков – около 400 мм дождя за неделю, затопив жилые и торговые районы города. Хотя в то время Япония всё ещё разбиралась с последствиями Второй мировой войны, местное правительство приняло решение увеличить финансирование сферы борьбы со стихийными бедствиями и их последствиями. В 1950-1960-х гг. на разработку противопаводковой системы стабильно выделялось не менее 6-7% от общего бюджета страны.
Специалистам, работающим над совмещением планировки города и противопаводковых сооружений, нужно было учитывать сразу несколько потенциальных источников наводнения: выходящие из берегов реки, затопление дренажной и/или канализационной систем города, высокий прилив, тайфун, цунами, разрушение землетрясением уже существующих насыпей и дамб. Плодами их трудов стала сложная система из дюжин дамб, насыпей и тоннелей. Центром японской мекки для специалистов сферы управления рисками можно назвать токийский противопаводковый коллектор. Это чудо инженерии лежит на глубине 50 метров под окраиной Токио. Противопаводковый коллектор представляет собой 6,3-километровую систему тоннелей и резервуаров.
Строительство этого невероятного сооружения продолжалось около 13 лет и завершилось в 2006 году. Самый большой в мире противопаводковый коллектор обошёлся городу в 2 миллиарда долларов. Принцип работы коллектора заключается в выкачивании излишков воды из небольших и средних рек северного Токио в случае их разлива, например, при прохождении тайфуна. Вода накапливается в пяти взаимосвязанных гигантских резервуарах: в каждом из них можно спокойно разместить Статую Свободы или Спейс шаттл. При нормализации количества осадков содержимое резервуаров попадает в огромный зал с массивными колонами: он необходим для замедления потока воды. Из этого подземного дворца воду перекачивают в реку Эдо, способную справиться с большим объёмом воды. Чтобы понять, какую работу проделывает коллектор во время наводнений, можно представить себе наполненный до краёв 25-метровый бассейн. 78 насосов коллектора мощностью по 10 МВт (~13400 л. с.) каждый способны осушить его за 2-3 секунды. Каждую секунду они перекачивают около 200 тонн воды.
Помимо своих непосредственных функций, токийский противопаводковый коллектор также играет роль туристической достопримечательности. За 3 тысячи иен (около 28 долларов) все желающие смогут посетить огромный подземный зал с колоннами в сопровождении экскурсовода. Кроме того, этот бетонный храм используют в качестве съёмочной площадки для телепередач, фильмов и рекламы. Например, в 2006 году коллектор стал декорацией для рекламы нового автомобиля компании Land Rover. В 2015 году зал превратился в подземные помещения Капитолия в фильме «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2».
Представители департамента государственной архитектурно-строительной инспекции утверждают, что система способна адаптироваться к изменениям климата. Однако независимые эксперты считают, что город совершенно не готов паводкам и наводнениям, спровоцированным повышением уровня мирового океана и прочими спутниками глобального потепления. В нижележащих районах Токио живут около 2,5 миллиона людей, которые могут пострадать из-за высокого прилива, потому японскому правительству следует озаботиться обеспечением их безопасности. В 2018 году более обширные, нежели обычно, разливы рек на западе Японии привели с гибели сотен людей и многомиллионному экономическому ущербу региону. Случись нечто подобное в Токио, последствия могли бы быть ещё более плачевными из-за большей плотности населения, поскольку нет никакой гарантии, что токийский противопаводковый коллектор смог бы выдержать усилившийся напор стихии.
Опасность паводков и наводнений насущна не только для японской столицы. В результате изменений климата всё больше крупных прибрежных городов – Нью-Йорк, Шанхай, Бангкок, Сингапур, Майями, Лондон и пр. – становятся более уязвимыми к штормам, тайфунам, ураганам и их последствиям. Для многих стран Токио и Япония в целом являются образцом для подражания в вопросе подготовки к стихийным бедствиям. Потому, когда даже настолько подготовленная страна оступается перед лицом катаклизмов, людям со всего мира следует задуматься о будущем планеты.