Если в последнее время ваш автомобиль заводится ленивее обычного, и вам всё чаще приходится «прикуривать» машину, возможно, пришло время для замены аккумуляторной батареи. Рано или поздно любому автовладельцу приходится сталкиваться с этой проблемой: в нашей статье мы расскажем вам, как выбрать аккумулятор.
Обо всём по порядку
Первым делом необходимо убедиться, что ваша проблема действительно в «мёртвом» аккумуляторе. Прежде всего стоит изучить подкапотное пространство на предмет нарушения контакта, вызванного окислением или неплотно зафиксированными соединениями. Кроме того, недозаряд аккумулятора может быть спровоцирован вышедшим из строя генератором или его элементами. Наконец, причина недозаряда может заключаться в недостаточной продолжительности и/или частоте поездок, вследствие чего автомобиль не успевает восполнить затраченную на запуск двигателя энергию. Если контакты и «экосистема» генератора в порядке, то выбор нового аккумулятора стоит начать с изучения характеристик «родного» устройства вашего автомобиля. В первую очередь следует обратить внимание на следующие параметры:
тип батареи,
ёмкость,
пусковые токи и пр.
Рейтинг аккумуляторов, как правило, довольно наглядно отражает соотношение характеристик и цен предложений на рынке, а также помогает определиться с желаемыми параметрами батареи. Зачастую, в списки аккумуляторных лидеров входят следующие бренды: Bosch, Multu, Topla, Varta, Exide и т. п.
Классификация аккумуляторных батарей
На современном рынке представлено несколько типов аккумуляторов, характеризуемых конструкционными особенностями, форм-фактором и потребностью в обслуживании. Форм-фактор батареи, как правило, обусловлен спецификой локальных рынков. К примеру, даже в одной модели автомобиля, поставляемой на рынки Азии и Европы, аккумулятор может иметь разные габариты. К тому же типоразмер и полярность батареи зависят от типа техники, для которого она предназначена. Выбирая аккумулятор, желательно обратить внимание и на крепление: наиболее распространённые варианты представлены прижимной пластиной для фиксации за нижний бортик и планкой со шпильками для верхней фиксации. От надёжности крепления зависит срок службы устройства, поскольку чрезмерные вибрации ускоряют износ пластин-электродов.
При выборе устройства также следует учитывать типы конструкций батарей.
- Свинцово-кислотный аккумулятор, также известный как АКБ (аккумуляторная кислотная батарея), является наиболее распространённым вариантом ввиду умеренной стоимости и неплохого ресурса. Батарея такого типа состоит из банок со свинцовыми пластинами. Роль электролита в подобных конструкциях выполняет смесь дистиллированной воды и серной кислоты. Такие аккумуляторы боятся перезаряда и «глубокого» разряда. Данный тип АКБ, как правило, является полностью обслуживаемым.
- AGM-аккумулятор (absorbent glass mat) представляет собой усовершенствованную версию АКБ, в которой пластины разделяют абсорбирующие электролит стекловолоконные маты. Эти губчатые прослойки увеличивают ресурс батареи, предотвращая расслоение электролита и препятствуя короткому замыканию пластин. AGM-батареи меньше страдают от саморазряда, однако разделяют чувствительность свинцово-кислотных аккумуляторов к перезаряду и «глубокому» разряду.
- В гелевых аккумуляторах используют загущенный до состояния геля электролит, что позволяет поддерживать работу устройства практически в любом положении. Гелевый электролит снижает износ пластин в режиме «глубоких» разрядов, но из-за более высокой плотности среды (а значит и меньшей подвижности ионов) хуже переносит перезаряд и скачки напряжения.
AGM и гелевые аккумуляторы являются необслуживаемыми. Это позволяет добиться максимальной герметичности конструкции, что исключает вероятность утечки электролита, а отвод газов производится через клапанную систему.
Ёмкость
При расшифровке маркировки аккумулятора следует обратить внимание на номинальную ёмкость – параметр, измеряемый в А·ч (ампер-часах/Ah). Этот показатель отображает разрядный ток батареи в рамках 20-часового разрядного цикла. К примеру, аккумулятор ёмкостью 60 А·ч будет разряжаться током 3 А, и по прошествии 20 часов напряжение на клеммах не достигнет конечного значения (10,5-10,2 В). Некоторые производители также указывают на маркировке аккумуляторов резервную ёмкость (RC), которая в минутах отображает, на протяжении какого времени сможет продолжать движение автомобиль с неисправным генератором в зимнюю ночь при разрядном токе 25 А.
Пусковые токи
Как правило, производители размещают на аккумуляторах два показателя пусковых токов: CA и CCA – ток прокрутки и ток холодной прокрутки соответственно. Оба показателя обозначают максимальный ток, который способен отдавать аккумулятор в течение 30 секунд при различных условиях. CA отображает пусковой ток при 0 °C без посадки напряжения на клеммах ниже 10 В, а CCA актуален для более экстремальных условий: при -18 °C без посадки напряжения ниже 9 В.
Выбирая аккумулятор, важно исследовать внешний вид устройства, проверить дату производства и маркировку. Особенно когда дело касается батарей брендов, признанных лучшими на рынке, внимание к таким деталям поможет отличить оригинал от подделки. И наконец, покупайте аккумуляторы только в авторизованных точках продажи, которые смогут предоставить вам все сертификаты соответствия и гарантию.