Пустыня — бескрайняя, засушливая, бесплодная пустошь. Дикие ландшафты пустыни Атакама на севере Чили часто сравнивают с безлюдной поверхностью Марса. Это одно из самых засушливых мест на Земле, её голые обожженные равнины, покрытые серовато-бурым песком, простираются на сколько хватает глаз, занимая площадь в 105 тысяч кв. км.
Сквозь пустыню пролегает добрая часть Панамериканского шоссе, общая протяжённость которого составляет 30 тысяч километров. В аскетических ландшафтах Атакамы каждый находит своё: исследователи NASA тестировали здесь свои марсоходы, любители экстрима — сандсёрферы покоряют песчаные волны пустыни, а мечтатели приезжают насладиться видом незасвеченного ночного неба, где прекрасно видны созвездия южного полушария.
Путешествуя в пустыне легко потерять ориентир и заблудиться, неудивительно, что уставшие путники часто принимают необычную скульптуру «Рука пустыни» за мираж. Она возвышается над землёй словно рука великана, который утопает в зыбучих песках и тянется к небу, моля о помощи. Только подойдя ближе можно убедиться, что «Рука пустыни» («Mano del Desierto») – вполне осязаемый предмет. Устремлённые вверх пальцы кажутся чужими, потусторонними в бесконечной песчаной пустыне.
Гигантская левая рука возвышается над песчаной равниной на 11 метров, для наглядности представьте жёлтый школьный автобус — его длина примерно равна высоте «Руки пустыни». Ближайший от скульптуры город — Антофагаста — находится в 76-ти километрах. Его жители попросили чилийского скульптора Марио Ираррасабаля создать монумент для бескрайней пустыни Атакама, который стал бы её достопримечательностью. В 1992 году местная организация Corporación Pro Antofagasta профинансировала проект и среди песков появилась огромная рука из стального каркаса и бетона.
Вид гигантской руки среди дикой пустыни многих наталкивает на серьёзные размышления. Кто-то считает, что эта скульптура служит людям напоминанием о силе природы и о том, что мы должны чтить её мощь и безропотно ей подчиняться. Другие люди убеждены, что «Рука пустыни» – это символ борьбы человека, который мужественно противостоит всем невзгодам и угрозам. По замыслу автора, его работа является воплощением человеческого одиночества и страдания, которого не замечают окружающие.
Марио Ираррасабаль учился мастерству скульптора в США, Италии и Германии. В конце 1960-х он вернулся в Чили, чтобы посвятить свою жизнь искусству, отказавшись от службы в церкви (его отец был священником и был уверен, что сын пойдёт по его стопам). Его труды не были напрасными, его необычные скульптуры принесли ему множество наград. К сожалению, не все люди понимают необходимость трепетного отношения и уважения к искусству: несмотря на просьбу не нарушать внешний вид скульптуры, местным жителям приходится регулярно очищать её от граффити.
«Рука пустыни» кажется бесконечно одинокой в песчаных просторах Атакамы, но на самом деле у неё есть пара. На восточном побережье Южной Америки в Уругвае из песчаного пляжа устремляется в небо правая рука – скульптура того же автора под названием «Punta del Este».
В последнее время скульптура в пустыне обрела большую популярность среди туристов, так как всё больше гидов включают «Руку пустыни» в список достопримечательностей.
Источник: edition.cnn.com