Ганс Рудольф Гигер — создатель образа Чужого

В 2019 году кинофраншиза «Чужой» отмечает свой сорокалетний юбилей: в честь круглой даты создатели фильма решили порадовать фанатов серией короткометражек, которые были впервые показаны публике на фестивале Emerald City Comic-Con. Кроме того, ещё в 2017 году стало известно о новом полнометражном фильме «Чужой: пробуждение», который должен стать связующим звеном между «Прометеем» и «Заветом». В нашей статье мы расскажем Вам о человеке, который стоит за образом Чужого: его имя – Ганс Рудольф Гигер.

Ганс Рудольф Гигер – швейцарский художник, ответственный за рождение одного из самых легендарных монстров в истории киноиндустрии: безжалостного и неумолимого пришельца, который стал ключевой фигурой фантастической кинофраншизы о «Чужом». Чужой стал невероятно узнаваемым образом даже для тех, кто никогда не смотрел сам фильм: вытянутая яйцевидная голова, многочисленные острые зубы, изящное, гладкое тело и вооружённый ядовитым жалом мускулистый хвост.

H.R. Giger Museum

Образ Чужого появился в 1978 году, однако работа над ним началась гораздо раньше, с зарождением сценария будущего фильма в 1972 году. За несколько лет сценарист Дэн О’Бэннон и режиссёр Ридли Скотт перебрали несколько прототипов инопланетного монстра, однако ни один из вариантов не подошёл. В 1977 году вышла третья книга Гигера под названием «Некрономикон», которая привлекла внимание создателей картины и настолько их впечатлила, что вскоре они заключили с художником контракт. Уникальное видение образа Чужого продолжает вдохновлять окружающих даже через пять лет после смерти художника. Гигер разработал не только внешний вид пришельца, но и интерьер космического корабля, и пейзажи пустынной планеты LV-426.

H.R. Giger Museum
H.R. Giger Museum
H.R. Giger Museum

Сфера деятельности художника распространялась далеко за пределы съёмочной площадки всемирно известной научно-фантастической кинофраншизы. Его творения были настоящим олицетворением демонической стороны фантастического реализма, они отражали его очарование всем самым жутким и пугающим. В 2009 году в интервью журналу Time Out Гигер рассказал, что его стиль сформировали детские страхи и увлечение всевозможными мумиями и скелетами. Не менее влиятельным источником мрака в его работах послужила тревожная и напряжённая атмосфера в его родной стране во время Второй мировой войны. Гигер родился в 1940 году в Швейцарии, которая, несмотря на желание сохранить нейтралитет, оказалась межу двух огней.

H.R. Giger Museum

Следом за Второй мировой грянул «ядерный страх», холодная война запустила очередную гонку вооружений, которая угрожала не только привести к третьей мировой, но и стереть человечество с лица Земли. Гигер, которому на момент начала холодной войны не было и десяти лет, выражал своё непонимание и страх довольно жутким для ребёнка, но бесспорно креативным способом. Ганс создавал в своём воображении пугающие образы и пытался воспроизвести их на бумаге. Постепенно результаты работы его защитного механизма стали привлекать внимание окружающих, впервые рисунки Гигера опубликовали в школьном журнале, а также в нескольких подпольных изданиях вроде «Clou» и «Hotcha» в 1959 году. Это были наброски из серии «Atomkinder» – «Атомные дети», в которой Гигер изображал существ, переживших атомную войну.

Atomkinder — H.R. Giger Museum

Вопреки протестам отца, который хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и стал фармацевтом, Гигер поступил в Университет прикладных искусств в Цюрихе, где он изучал архитектуру и промышленный дизайн. После окончания учёбы в 1960-х годах Ганс пытался освоиться в профессии дизайнера интерьера, но вскоре окончательно остановился на карьере художника. Именно тогда изюминкой его стиля стало применение аэрографа вместо традиционных кистей и красок. В случае с Гигером создание живописи при помощи механизма приобрело особенный подтекст, ведь ведущей тематикой его картин была биомеханика, существа из плоти и железа.

H.R. Giger Museum

Слава о таланте молодого художника распространилась в начале 1970-х годов. Он начинал с небольших выставок, однако вскоре его картины вышли далеко за пределы галерей. Работы Гигера украшали обложки нескольких музыкальных групп и исполнителей, в частности обложки альбомов Деборы Харри «Koo Koo» и Emerson, Lake & Palmer «Brain Salad Surgery» были включены журналом Rolling Stone в список ста выдающихся обложек века.

В 1970-х через общего друга Гигер познакомился с одной из важнейших фигур в живописи XX века – Сальвадором Дали. Воодушевлённый творчеством швейцарца, Дали представил его работы чилийскому режиссёру Алехандро Ходоровски, который занимался экранизаций научно-фантастического романа Фрэнка Герберта «Дюна». Ходоровски с энтузиазмом воспринял Ганса и предложил ему принять участии в работе над вселенной будущей картины. Позже деятельность проекта приостановили, а наработки Гигера были использованы в фильме «Чужой». К моменту возобновления съёмочного процесса «Дюны» образы Ганса были слишком узнаваемыми и прочно ассоциировались с фильмом Ридли Скотта, потому в создании вселенной «Дюны» их уже не использовали.

H.R. Giger Museum
H.R. Giger Museum

Сборник «Некрономикон», который увидел мир в 1977 году, не только привлёк внимание О’Бэннона к работам Гигера, но и послужил базой для образа ксеноморфа. На одной из страниц сборника Ридли Скотт увидел мрачное существо из металла и плоти с вытянутой головой, которой было суждено стать самой узнаваемой чертой Чужого. Впоследствии образ ксеноморфа использовали в восьми канонических фильмах и нескольких спин-оффах, а также в короткометражках, компьютерных играх и т. д. С ростом популярности Гигера ему становилось всё сложнее выделять проекты, достойные его времени и внимания. Ганс продолжил работу в киноиндустрии, в частности он приложил руку к разработке дизайнов для фильмов «Полтергейст II» (1986), «Особь» (1995) и «Бэтмен навсегда» (1995). Далеко не всегда работы Гигера, на которые он тратил немалую долю своего времени и усилий, становились частью фильма и попадали на экраны. По этой причине Ганс решил поискать другой способ реализации своего творческого потенциала.

H.R. Giger Museum
H.R. Giger Museum

Так появились тематические бары Гигера, которые отображают вселенную мрачных творений швейцарского художника. Сегодня сохранилось всего два бара: на родине Ганса в Куре и в шато Сен-Жермен в Грюйере. В облике этих заведений соединились чаяния молодого дизайнера-интерьера родом из 1960-х и зрелого художника: в дизайне помещений Гигер использовал скелетообразные каменные изваяния, а мебель выполнена в стиле интерьера дома Харконнен – персонажей из Вселенной Дюны.

H.R. Giger Museum
H.R. Giger Museum

Стиль Гигера произвёл неизгладимое впечатление на многих людей: от тату-мастеров и производителей музыкальных инструментов до косплееров и фетишистов. С 2005 по 2008 год гитарный бренд Ibanez выпустил серию из четырёх моделей, посвящённых Гигеру и его творчеству. Имя Ганса Гигера также нередко ассоциируют с киберпанком, а его самого называют вдохновителем и предвестником данного жанра и свойственного ему стиля.

H.R. Giger Museum
EPA
Ibanez

Шато Сен-Жермен в Грюйере Гигер приобрёл в 1998 году, помимо бара в нём действует музей Ганса Рудольфа Гигера и находится постоянное хранилище его многочисленных работ. Ганс Рудольф Гигер скончался в 2014 году от травм, полученных при падении с лестницы.

Robert Jaeger/EPA/Landov
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий