Граф Цеппелин и его воздушные корабли

Luftschiff – воздушный корабль, именно так нарек свое детище сам граф Цеппелин. Это название как нельзя лучше подходит для этой огромной махины, неспешно и вальяжно проплывающей по небу.

Граф Цеппелин не был первым, кто смог осуществить управляемый полет, да и дирижабль, как таковой, был изобретен до него. Но все предыдущие воздушные судна имели мягкую основу и фактически являлись просто аэростатом с двигателем. Детище графа Цеппелина имело принципиальное отличие – этот дирижабль имел жесткий каркас и по праву мог считаться полноценным воздухоплавательным аппаратом. Правда, и в этом его на 3 года опередил его соотечественник, но таких успехов все-таки не достиг. А вот корабль графа был уже вполне пригоден для перевозки пассажиров или грузов, и его полет можно было считать вполне безопасным и полностью контролируемым. С тех самых пор имя Цеппелин стало нарицательным, и нередко дирижабли называют именно так.

Впервые концептуальную идею создания круглого корабля, разделенного на отсеки, заполненные газом, граф Цеппелин изложил в дневнике еще в 1874 году, будучи отставным генералом. Вполне естественно, что прежде всего он преследовал возможности военного применения своего чуда. Наработки и даже приблизительные чертежи он отправлял в армейские ведомства, на что неоднократно получал отказ. Но он не был готов сдаваться и разработку своего воздушного аппарата он начал на свои деньги, хоть потребовалась и довольно большая сумма.

Испытания шли отнюдь не гладко, а многие расчеты оказались действительно неверными. Бороться с внешними факторами, такими как ветер, оказалось намного сложнее, чем граф Цеппелин предполагал изначально. Приходилось налаживать связи и постоянно быть поближе к конструкторским бюро, чтоб получить как можно быстрее свежие доработки двигателей, ведь их мощности катастрофически не хватало.

И все же, некоторых успехов граф успел добиться, а они не остались незамеченными. Чиновники уже начали рассматривать его изобретение всерьез и начали понемногу финансировать проект. Этих денег было явно мало, и собственных средств было вложено в разы больше, но все же это была поддержка, а этот факт имел немалое значение в светской жизни страны.

LZ-1

2 июля 1900 года состоялся первый успешный полет его дирижабля LZ-1, длительность которого составила 20 минут. Благодаря двум двигателям Daimler аппарат смог разогнаться до 21 км/ч, после чего при посадке получил некоторые повреждения. Масштаб не был катастрофичным, и устранить поломки удалось довольно быстро, что позволило продолжать осваивать воздушное судно. Но военные не нашли в нем ничего, что могло бы принести им пользу, и отказались продолжать финансирование.

Однако, этого было недостаточно, чтобы граф остановился. Тем более, дирижабль имел потенциалы и для удовлетворения гражданских нужд. Модель явно нуждалась в усовершенствованиях, а денег уже попросту не было. Пришлось заложить некоторое имущество и даже искать помощи от влиятельных людей. И он ее нашел в лице основателя фирмы Даймлер, а также самого кайзера Германии. Напрямую от последнего денег получить он не мог, но вместо этого получил одобрение на начало государственного сбора средств, что дало ему прибыль в размере 2 300 000 марок.

Все это позволило графу Цеппелину не только усовершенствовать прежнюю модель, но и создать полностью новую. Она была огромных по тем временам масштабов – длина корпуса составляла более 130 метров. Да и скорость получилось развить весьма приличную – 50 км в час. Новость очень быстро дошла до министерства обороны Германии, и деньги на развитие дирижабля все-таки были выделены, но под очень жесткие требования. Скорость воздушного судна должна была вырасти до 65 км/ч, а дальность – до 700 км, что было очень большой цифрой для того времени. Но еще поразительнее выглядит требование, чтоб дирижабль мог продолжать движение целых 24 суток!

LZ-127 Graf Zeppelin

Следующим творением графа Цеппелина был LZ-127, который так и был назван, в честь своего создателя – “Graf Zeppelin”. Полезная нагрузка составляла около 25 тонн, крейсерская скорость – 115 км/ч, а максимальная – 128 км/ч!!! Дальность полета – от 10 000 километров. Длина этого гиганта составляла целых 236 метров, диаметр в самом широком месте – 30.5 метров, а объем – 105 000 кубометров. В качестве несущего газа использовался водород, размещенный в 12 отсеках, для стабилизации судна в воздухе и безопасности. В движение дирижабль приводили 5 двигателей Maybach VL II, каждый по 530 л.с. Длина гондолы составляла 40 метров, высота – до 2.25.

В 9 часов утра 10 сентября 1930 года дирижабль “Graf Zeppelin” прилетел в Москву, и 2 часа кружил над городом, сопровождаемый несколькими советскими самолетами. В 12:05 совершил посадку на Ходынском поле, а спустя 2 с половиной часа полетел обратно. На борту было 42 члена экипажа, 23 пассажира и около 20 кг почты. Дирижабль пролетел более 2 370 километров за 26 часов.

Воздушное судно конструкции графа первым совершило кругосветное путешествие, и за весь путь пришлось всего 3 раза заправиться. Также его дирижабль первым пролетел над северным полюсом, ведь до него с высоты никто не видел тех мест. Немало заслуг принадлежит дирижаблям и в первой мировой войне, и даже участие в сражениях. До второй мировой эти аппараты еще сохранились на вооружении некоторых стран, но уже не в качестве боевых машин, а для тихоходной высотной разведки и наблюдения.

LZ-129 Hindenburg

В 1931 году было начато строительство самого амбициозного проекта графа Цеппелина. Дирижабль LZ 129 “Гинденбург” строился 5 лет и испытательный полет состоялся 4 марта 1936 года. Размеры судна просто поражали воображение – длина составляла 245 метров, а диаметр – до 41.2 метра в самом широком месте. Общий объем газа составлял около 200 000 кубометров, а силовая установка состояла из 4-х дизельных двигателей Daimler-Benz, номинальная мощность которых составляла 800-900 л.с. каждого, а в экстренном режиме – до 1200. На борту этот гигант нес до 60 тонн топлива. Полезная нагрузка составляла порядка 100 тонн и 50 пассажиров, при этом максимальная скорость достигала 135 км/ч.

6 мая 1937 года LZ-129 “Гинденбург” потерпел катастрофу. 3 мая он отчалил из Германии в Нью-Йорк, и до самого города долетел без происшествий. Прибыв к месту посадки, дирижабль уже начал снижение, но тут началось возгорание в одном из отсеков. Газ воспламенялся очень быстро, и в мгновение ока вся гигантская машина была охвачена огнем. На борту было 97 человек, из которых 35 погибли. Новость о происшествии молниеносно облетела весь мир, и навсегда оставила черное пятно в истории дирижаблестроения. Собственно, это и послужило поводом для окончания целой эпохи воздушных кораблей.

Причина так и осталась невыясненной. Изначально наполнять отсеки “Гинденбурга” планировали гелием, но его производили на тот момент только в Америке, а поставки осуществить просто не успели. Именно поэтому вместо него использовался водород, а в другом случае катастрофы бы, скорее всего, не произошло.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь