Первый кинопостер братьев Люмьер продадут на аукционе

В начале своей публичной карьеры братья Люмьер заказали два постера для рекламы своих кинопоказов в Париже. Ожидается, что в следующем месяце один из них – плакат в альбомном формате авторства Марселлена Озоля к фильму «Политый поливальщик» – побьёт рекорд по стоимости исторической киноатрибутики.

Arco Images GmbH / T. Weise

28 декабря 1895 года состоялся первый в истории кинопоказ: дебют киноиндустрии сложно назвать успешным. На сеанс в Grand Café, в центре которого стоял первый проекционный аппарат, было продано всего 33 из 100 билетов. Дебютный кинопоказ братьев Люмьер продолжался всего 15 минут, в течение которых они показали 13 короткометражек продолжительностью менее минуты каждая. Вероятно, ввиду неудачно выбранного времени для сеанса – в разгар рождественско-новогодних праздников – в Grand Café не явились практически ни одного представителя прессы, приглашённых для освещения столь памятного события в истории индустрии развлечений. Тем не менее после первого показа по городу пошла молва, и уже на следующий день у дверей экспериментального кинотеатра стали выстраиваться огромные очереди из желающих взглянуть на подвижные картинки с записью реальных людей.

Sotheby’s

Согласно историческим сводкам, уже за первые два дня 1896 года более 2000 зрителей посмотрели короткометражки братьев Люмьер, заплатив за такое удовольствие по 1 франку. Чтобы отметить успех и привлечь ещё больше публики, Луи и Огюст решили заказать первые рекламные постеры. Было создано два стиля плакатов: в портретном формате 105,4 x 75,5 см авторства Анри Бриспота и в крупном альбомном формате 120 x 158 см в исполнении Марселлена Озоля. На портретном постере Анри Бриспот запечатлел толпу, ожидающую входа в Le Salon Indien du Grand Café – помещение ресторана, которое оборудовали для просмотра фильмов. Тем временем на втором плакате изображены зрители в процессе просмотра одного из самых длинных фильмов, снятых братьями: 49-секундной комедии «Политый поливальщик».

Первый кинопостер братьев Люмьер продадут на аукционе
Sotheby’s

Спустя всего пару месяцев спрос на кинопоказы оказался настолько высоким, в том числе и за пределами Парижа, что братьям пришлось организовать первую в мире систему кинопроката. В частности, Луи и Огюст выбрали своих представителей во многих городах Европы и арендовали им проекционные аппараты, получая за эту услугу до 60% кассовых сборов. С тех пор киноиндустрия претерпела множество изменений и стала поистине масштабным феноменом культуры и искусства. Оба постера братьев Люмьер время от времени появлялись на аукционах, и, несомненно, в частных коллекциях ещё хранятся их копии, которые рано или поздно вновь окажутся в поле зрения широкой публики, однако с начала XXI века публичные торги с их участием можно пересчитать на пальцах.

Первый кинопостер братьев Люмьер продадут на аукционе
Heritage Auctions

Плакат в альбомном формате с изображением зрителей, увлечённых просмотром первой в истории кинокомедии, встречается значительно реже. Именно он войдёт в ассортимент лотов аукциона «Movie Posters Signature Auction», который пройдёт в Heritage Auctions в октябре. Хотя официальный эстимейт экспертов HA установлен на уровне $50-100 тысяч, реальные ожидания всех причастных куда более оптимистичны. Этот постер сохранился в прекрасном состоянии, и, несмотря на почтенный возраст, со временем его значимость в истории киноиндустрии будет лишь расти.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий