28 декабря – Международный день кино

28 декабря 1895 года состоялся первый платный киносеанс с демонстрацией фильмов братьев Люмьер. Именно в этот день во всём мире ежегодно празднуют зарождение индустрии – Международный день кино.

28 декабря – Международный день кино
Бульвар Капуцинок, Grand Hotel / clio_historia

В подвальном зале парижского ресторана Grand Café, расположенного по адресу бульвар Капуцинок, 14, братья Луи и Огюст Люмьер впервые организовали коммерческий показ кино. На большом экране кинематографы-пионеры продемонстрировали 10 короткометражных немых фильмов, снятых ими ранее в 1895 году. 33 парижанина стали первыми коммерческими зрителями. Они заплатили по одному франку, чтобы посмотреть серию сюжетов, среди которых самый длинный продолжался всего 49 секунд, в компании своих земляков.

28 декабря – Международный день кино
Marcellin Auzolle

Ключевым элементом кинопоказа был синематограф – изобретённый младшим братом Луи Люмьером аппарат для записи и проекции движущихся изображений. Поскольку это устройство делало возможным массовый просмотр фильмов, именно братьев Люмьер принято считать родоначальниками кино как индустрии. В то же время существовали и другие киноаппараты, например, кинетоскоп Эдисона, однако они были рассчитаны лишь на индивидуальный просмотр. Позже сам Эдисон признал, что Луи и Огюст опередили его, разглядев перспективность подвижных изображений в сфере развлечений.

28 декабря – Международный день кино
Arco Images GmbH / T. Weise

Братья Люмьер заложили в основу индустрии кино не только возможность публичного просмотра фильмов, но и их жанровое разнообразие. Среди их первых киноплёнок имелись как документальные, так и комедийные картины, а также первая кинохроника. В программу дебютного коммерческого кинопоказа вошли 10 картин, далее в порядке очерёдности презентации: «Выход рабочих с фабрики» (42 секунды), «Политый поливальщик» (49 сек.), «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе» (48 сек.), «Вольтижировка» (46 сек.), «Ловля золотых рыбок» (42 сек.), «Кузнецы» (49 сек.), «Завтрак младенца» (41 сек.), «Прыжок через одеяло» (41 сек.), «Площадь Корделье в Лионе» (44 сек.) и «Морское купание» (44 сек.).

 
Продолжительность первых кинокартин была ограничена возможностями технологий тех времён. Как правило, кино записывали на 35-мм целлулоидную перфорированную плёнку длиной 17 метров. Поскольку синематограф братьев Люмьер имел ручной привод, максимальная частота кадров составляла около 16 в секунду, потому общая длина фильма не могла превышать 50 секунд. Первых зрителей поразило разнообразие кадров, на которых братья Люмьер запечатлели повседневные сцены из своей жизни – городскую суету, быт в кругу семьи, развлечения и времяпрепровождение обычных людей и т. п. Самые недоверчивые из них даже заглядывали за экран, чтобы убедиться в отсутствии актёров и декораций.

Кадр из документального фильма «Выход рабочих с фабрики» / Wikimedia Commons
Луи Люмьер со своей супругой и дочерью в фильме «Завтрак младенца» / Wikimedia Commons

После успешного показа в Париже братья Люмьер отправились в мировой тур, чтобы привлечь к культуре кино жителей других стран. В какой-то момент спрос на сеансы стал настолько высоким, что Луи и Огюсту пришлось разработать систему проката проекционных аппаратов и назначить своих представителей в разных городах и странах для проведения сеансов – взамен они получали до 60% кассовых сборов. Братья продолжали активную съёмку и показы до 1898 года: к тому времени они отсняли около 1800 лент. Однако по мере роста популярности кино увеличивалось и количество конкурентов, которые могли представить более совершенные аппараты. К тому же на доходы от киносеансов составляли менее 15% заработка компании Люмьер, потому вскоре братья потеряли интерес к кинокарьере и сосредоточились на развитии технологий цветной фотографии.

Братья Люмьер в работе в лаборатории компании / Bettmann Archive

Хотя родоначальники кино быстро в нём разочаровались, их дело продолжило жить и развиваться. С тех пор кинематограф претерпел невероятные изменения: появился звук, цвет, увеличились продолжительность и жанровое разнообразие кинокартин. Технологии индустрии развивались наравне с ожиданиями публики, и постепенно киномир стал неотъемлемой частью международной культуры. Помимо Международного дня кино, совершенствование и популярность отрасли отмечают в рамках многочисленных фестивалей и премий, а сама индустрия стала едва ли не самым прибыльным направлением искусства.

Постер к одному из сеансов кинокартин братьев Люмьер в 1896 году / Henri Brispot
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий