С древних времён Темза является главной рабочей «артерией» и визитной карточкой Лондона. Река пересекает британскую столицу с юго-запада на восток, разделяя его на две части, потому неотъемлемым элементом лондонского пейзажа являются многочисленные мосты. В нашей статье мы расскажем Вам о том, как мосты стали важнейшей частью ДНК Лондона.
Лондонский мост
Гости и даже коренные жители Лондона нередко путают готический Тауэрский мост с Лондонским. За столетия истории британской столицы на этом месте стояли несколько мостов, которые поочерёдно сменяли друг друга: деревянные, каменные, бетонные. Неподалёку от современного Лондонского моста, построенного в 1973 году, были обнаружены остатки первого римского деревянного моста, который пересекал Темзу в самом её узком месте в 1 веке н. э.
Первый постоянный каменный мост в этом месте появился в 1209 году, его строительство длилось более 30 лет. Образ Лондонского моста был не раз упомянут в литературе, но самым известным является народный детский стишок «Лондонский мост падает». В своё время каменный виадук был часто подвержен разрушениям: он находился в самом узком месте Темзы, потому вода оказывала сильное давление на его опоры. Кроме того, лондонские районы Сити и Саутарк всегда были перенаселёнными, и соединяющий их мост всегда оказывался в самом центре событий. Чтобы хоть как-то разгрузить мост, его пересечение сделали платным, а в качестве предостережения для нарушителей на его перилах водрузили пики с головами преступников.
Этот каменный мост простоял около 600 лет, а в 1831 году на его смену пришла новая версия, построенная по проекту шотландского инженера и архитектора Джона Ренни. Всего через 130 лет вновь зашла речь о его замене: согласно проекту инженера Гарольда Н. Кинга, на месте изящного гранитного викторианского моста должен был появиться широкий транспортный мост, который смог бы выдержать нагрузку стремительно растущего объёма автомобилей. Слухи об этом дошли до самой Америки, и председатель нефтяной корпорации «МакКаллох» Роберт П. МакКаллох пожелал приобрести старинный мост для своей недвижимости, расположенной на берегу озера Хавасу. Рабочие разобрали и пронумеровали все гранитные блоки Лондонского моста, чтобы вновь собрать его в городе Лейк-Хавасу-Сити, штат Аризона. Ходили слухи, что американец купил Лондонский мост, перепутав его с более зрелищным Тауэрским, но сам он горячо опровергал подобные заявления.
Тауэрский мост
Тауэрский мост находится немного ниже по течению от Лондонского моста. Во второй половине XIX века в городе значительно возросло конное и пешеходное движение, потому местное правительство собрало специальный комитет, который занялся разработкой нового виадука через Темзу. По задумке инженеров, Тауэрский мост должен был соответствовать своему окружению – старинным готическим зданиям на обоих берегах, потому трудно поверить, что он гораздо моложе своего ближайшего соседа – Лондонского моста. На самом деле под изящными каменными башнями скрывается достаточно технологичная 11-тонная стальная конструкция, которая позволяет разводить центральный пролёт моста для пропуска судов.
Разводной мост был одним из главных требований комиссии к инженерам, представлявшим свои проекты. Лондон всегда был центром торговли, потому новый мост не мог ограничивать движение судов. В итоге комиссия остановилась на дизайне Г. Джонса, и строительство моста началось в 1887 году. Многотонные «крылья» снабжены противовесами, которые уменьшают количество усилий, необходимых для разведения моста. Сегодня конструкция приводится в движение гидравлической системой, но раньше развод моста осуществлялся при помощи паровых машин мощностью 360 л. с.
Ещё одной особенностью сооружения были пешеходные галереи, которые были доступны даже во время развода центрального пролёта. В 1910 году их закрыли из-за огромного количества карманников, которые выбрали галереи своим основным местом сбора и промысла. В 1980-х годах галереи вновь открыли и превратили в музей истории моста и смотровую площадку, а 5 лет назад на Тауэрском мосту появились новые стеклянные галереи, из огромных окон которых открывается потрясающий вид на старый Лондон.
Вестминстерский мост
Ещё один культовый мост Лондона – Вестминстерский – соединяет Вестминстер и Ламбет. Впервые речь о строительстве виадука в этом месте зашла в 1600-х годах, но многие жители выступали против. Больше всех возмущались лодочники, которые не собирались терять свою работу и деньги – в те времена, когда в Лондоне не было метро и большинства мостов, они были едва ли не единственным способом переправиться на противоположный берег. В 1750 году городскому руководству удалось подкупить лодочников денежными компенсациями и начать строительство Вестминстерского моста.
К середине XIX века состояние Вестминстерского моста было плачевным, постоянные ремонты выкачивали огромные суммы денег из городского бюджета, потому в 1862 году на его месте появился новый чугунный мост, спроектированный архитектором Томасом Пейджем. Сегодня, как и сотни лет назад, готический Вестминстерский мост служит прекрасным дополнением архитектуры центрального Лондона. Его арки выкрашены в зелёный цвет, который символизирует Палату Общин, заседающую в Вестминстерском дворце.
Ламбетский мост
Ниже по течению от Вестминстерского моста находится Ламбетский мост. Впервые открытый в 1862 году, он быстро пришёл в непригодность, потому уже в 1932 году на его месте появилась обновлённая версия, которая стоит по сей день. Перила и арки Ламбетского моста окрашены в красный цвет, который символизирует Палату Лордов.
Необычным украшением Ламбетского моста служат скульптуры ананасов в обоих его концах. Как гласит история, экзотические фрукты являются знаком уважения и памяти Джона Традесканта – английского садовника и натуралиста, который первым привёз ананасы в Англию. Ламбетский мост иногда называют шпионским, потому что рядом с ним находятся штаб-квартиры МИ-5 и МИ-6 – государственных ведомств, отвечающих за контрразведку и шпионаж.
Миллениум
Миллениум – это самый молодой мост на Темзе. Этот пешеходный мост соединяет собор Святого Павла на северном берегу и галерею «Тейт Модерн» на южном. Сооружение и название моста Миллениум символизировало наступление третьего тысячелетия. В 2000 году сразу после церемонии открытия моста, на которой присутствовала королева, в конструкции были обнаружены дефекты. Мост сильно качался из стороны в сторону – из-за этого в народе за ним закрепилось название «шаткий» – «The Wobbly Bridge».
Во время ремонта в конструкцию Миллениума добавили демпферы, которые эффективно устранили проблему. Мост имеет весьма необычный и узнаваемый внешний вид, который привлекает не только туристов, но и камеры. Миллениум прекрасно чувствует себя в кадре, он стал частью естественных декораций для нескольких картин: «Гарри Поттер и Принц-полукровка», «Реальная любовь», «Таймлесс. Рубиновая книга» и «Чёрное зеркало».