ИИ «дорисовал» картину Рембрандта «Ночной дозор»

Впервые за 300 лет знаменитая картина Рембрандта «Ночной дозор» предстала глазам посетителей музея Рейксмюсеум в полном размере. Некогда утерянные фрагменты полотна «дорисовал» искусственный интеллект.

ИИ «дорисовал» картину Рембрандта «Ночной дозор»
Директор Рейксмюсеума (художественного музея Амстердама) Тако Диббитс / REUTERS/Piroschka van de Wouw

В 1642 году голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн закончил работу над полотном, известным в наше время под названием «Ночной дозор» из-за потемневшего от времени и копоти лака. В действительности, полное название картины звучит следующим образом: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Групповой портрет заказали члены Стрелкового общества – отряда гражданского ополчения Нидерландов. Рембрандт запечатлел стрелков одной из шести рот общества под началом капитана Франса Баннинга Кока. Полотно украшало собой новое здание организации.

Сохранившийся оригинал картины / Wikimedia Commons

В связи с переездом Стрелкового общества в 1715 году «Ночной дозор» обрезали со всех четырёх сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. По сей день эти фрагменты являются утраченными. К счастью, в 1655 году другой голландский художник – Геррит Люнденс– сделал детальную копию полотна Рембрандта, тем самым сохранив вид первоначально необрезанных частей оригинальной картины для потомков. Спустя сотни лет эта копия позволила команде реставраторов и экспертов в области ИИ воссоздать недостающие фрагменты.

Копия кисти Геррита Люнденса/ National Gallery, London

По словам директора Рейксмюсеума (художественного музея Амстердама) Тако Диббитса, виртуальная реставрация никогда не сможет заменить реальное полотно, однако она позволяет хотя бы на время увидеть картину такой, какой она была сотни лет назад. Более того, даже столько незначительное дополнение к оригинальной работе вносит весомые изменения в общую композицию. Теперь центральный персонаж картины – капитан Франс Баннинг Кок – немного смещён вправо, как и задумывал Рембрандт: такой ход делает композицию более динамичной. Кроме того, ИИ восстановил часть фигуры барабанщика, который будто врывается в происходящее, оживляя полотно – именно на его появление собака реагирует лаем. К тому же детальное изучение копии Люнденса позволило восстановить фигуры трёх мужчин с левой стороны полотна. Прежде считалось, что с отрезанным фрагментом с полотна исчезли стрелки, но оказалось, что там скрывались зеваки. Рембрандт использовал их любопытство и устремлённый в центр взгляд, чтобы привлечь внимание зрителя к центральным фигурам картины.

ИИ «дорисовал» картину Рембрандта «Ночной дозор»
REUTERS/Piroschka van de Wouw

Старший научный сотрудник Рейксмюсеума Роберт Эрдеманн рассказал о ключевых этапах реставрации картины «Ночной дозор». Сперва специалисты сделали детальные фотографии оригинала и копии полотна. К слову, копия Люнденса была значительно меньшей по размеру, потому следующим шагом стало масштабирование фотографий. На данном этапе эксперты также отредактировали некоторые детали копии, чтобы свести на нет незначительные различия в размещении персонажей и окружающих их объектов.

ИИ «дорисовал» картину Рембрандта «Ночной дозор»
REUTERS/Piroschka van de Wouw

Задача ИИ заключалось в тщательном изучении работ Рембрандта с целью воспроизвести особенности его стиля и идентифицировать используемые цвета. По мере тренировки эксперты оценивали успехи алгоритма, время от времени адаптируя параметры его работы. По словам Эрдеманна, результаты обучения искусственного интеллекта можно назвать ошеломительными: алгоритм воспроизвёл даже мельчайшие дефекты покрытия, соответствующие его почтенному возрасту. Впрочем, учёный считает, что совершенству подобных технологий нет предела, потому в будущем, возможно, его коллеги смогут произвести ещё более детальную и качественную реставрацию знаменитого полотна.

ИИ «дорисовал» картину Рембрандта «Ночной дозор»
REUTERS/Piroschka van de Wouw

Увидеть обновлённый «Ночной дозор» можно в Рейксмюсеуме, в Амстердаме. Во избежание повреждения одной из самых великих картин Золотого века голландской живописи, некогда недостающие фрагменты размещены на отдельном холсте, который висит в считанных миллиметрах от оригинального полотна, не касаясь его.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий