Дартс – соревновательная игра, суть которой заключается в метании дротиков в круглую мишень. Окружающая игру атмосфера азарта обеспечила ей популярность как на спортивной арене в категории стрелковых видов спорта, так и в шумном пабе. Как и многие другие игры, дартс может похвастаться многовековой историей, о которой мы расскажем вам в нашей статье.
Игры и виды спорта, основывающиеся на идее метания оружия в некую мишень, практиковались ещё во времена античности. Впрочем, по мнению историков, дартс в более узнаваемой для современного человека форме зародился примерно 700 лет назад. Существует несколько версий рождения игры. Согласно одной из них, английский дровосек в свободное от работы время развлекал себя тем, что метал свой топор в выкорчеванные пни или в срезанные деревья. Предположительно, именно срез дерева с его годичными кольцами стал прототипом для современных мишеней.
Другая теория гласит, что дартс явился на свет в качестве варианта времяпрепровождения военных, которые швыряли копья, арбалетные болты и прочие острые предметы в донья опустошенных ранее винных или пивных бочек. В пользу этой версии говорит этимология слова «дартс», в английский язык оно пришло из старофранцузского: слово dart означало «кидать копьё, стрелу» или «пронзать копьём, стрелой». Военное начальство не было против подобных развлечений, поскольку такая игра хорошо тренировала точность и мощность метания. В процессе «эксплуатации» как древесные спилы, так и донья бочек растрескивались, образуя некое подобие секторов. Вероятно, это явление натолкнуло игроков на мысль об использовании секторальных зон в качестве элемента игры.
На протяжении нескольких столетий дартс эволюционировал по мере того, как люди придумывали всё новые системы подсчёта очков. Считается, что популярная сегодня разметка с «20» в верхнем секторе появилась благодаря английскому плотнику Брайану Гамлину в 1896 году. Впрочем, в зависимости от временного периода и региона в ходу было множество вариантов разделения секций: существовали конфигурации с разным числом секторов и колец вокруг центрального «яблочка». До начала Первой мировой войны в британских пабах были распространены мишени из цельных деревянных блоков, как правило, из вяза. Такие игральные доски имели ряд недостатков: дротики сильно повреждали их поверхность при каждом броске, а сама древесина была склонной к пересыханию, потому время от времени её приходилось замачивать.
Некоторые производители экспериментировали с глиняными мишенями, однако наибольшее распространение получили доски из агавы или сизаля. В 1930-х годах их разработали химик Тед Леггатт и владелец паба Фрэнк Даббс. Листья растений сплетали в волокна и спрессовывали в диск, окаймляемый металлическим обручем. Преимущество такой игровой поверхности заключается в том, что дротики не раскалывают доску: их острия проходят между волокнами листьев. Более дешёвые варианты мишеней производят из пробкового дерева или из бумаги. С повсеместным распространением полимерных материалов и полупроводниковых компонентов игрокам стал доступен электронный дартс. Мишень для электронного дартса изготавливают из прочного пластика, усеянного множеством мелких отверстий. При попадании дротика с пластиковым наконечником в эти отверстия происходит замыкание контакта, по которому система мишени определяет сектор и автоматически приписывает соответствующее количество очков. На сайте магазина Drotiki представлен большой выбор аксессуаров для игры в дартс: дротиков, хвостовиков, оперений, мишеней и т. п.
К слову, изначально в качество дротиков игроки использовали арбалетные болты или обрезанные стрелы. Позже первые дротики, производимые специально для игры в дартс, изготавливали из цельных кусков древесины. Для утяжеления их наконечники покрывали свинцом, а в качестве оперения использовали перья индюшек. Подобные орудия известны как французские дротики. В начале XX века было запатентовано металлическое древко для дротиков: его производили из лёгкой и дешёвой латуни. Тем не менее деревянные дротики ещё долго оставались в ходу, но на замену натуральным перьям пришло оперение из бумаги. Примерно с 70-х годов распространение получили монолитные и сборные дротики, в которых древко и оперение изготавливали из пластика. Сегодня существуют различные варианты дротиков по длине, диаметру и весу. Максимально допустимая длина дротика составляет 300 мм, а вес – 50 г.
Популярность дартса не станет сюрпризом для тех, кто хоть раз в жизни метал дротики в мишень. Для игры в компании друзей не нужно специальной спортивной подготовки: лишь практика и азарт. Совершенно не удивительно, что дартс всегда находил преданных фанатов как среди завсегдатаев пабов, так и среди «сливок общества». К примеру, король Генрих VIII был огромным поклонником этой игры. По легенде, одна из его многочисленных супруг (предположительно, Анна Болейн) подарила ему набор золотых дротиков, инкрустированных драгоценными камнями. Популярность в широких кругах населения привела к тому, что в XIX веке стало появляться огромное множество версий игры. По оценкам экспертов, сегодня существует около двух десятков вариаций дартса, которые отличаются между собой количеством игроков, раундов, задействованных секторов и спецификой начисления очков.
Для большинства вариаций дартса актуально правило расположения мишени на высоте 173 см от пола и размещения рубежа, с которого игроки метают дротики, на расстоянии 237 см от мишени. Как правило, под термином «дартс» подразумевается игра, в ходе который каждый игрок метает по три дротика за ход. Каждое попадание внутри мишени оценивается определённым количеством очков. В отличие от большинства игр и видов спорта, в которых количество очков зависит исключительно от близости попадания к центру мишени, в дартсе каждой из секций присваивается число (традиционно от 1 до 20), в ряде случаев соответствующее количеству очков. Кольца, разделяющие секции на сектора, обозначают удвоение или утроение числа секции. Расположение чисел секций – тема достойная научных исследований. Математически существует 121 645 100 408 832 000 (19!) вариантов расположения чисел, однако самый распространённый вариант с «20» в верхней секции признан наиболее оптимальным.
Считается, что такой дизайн значительно уменьшает роль везения в конечном результате, а значит игроку остаётся полагаться лишь на свои навыки. К слову, в начале XX века владелец одной из британских гостиниц Джим Гарсайд оказался на скамье подсудимых из-за того, что принимал ставки на игру в дартс в своём заведении. В то время законы Великобритании запрещали делать ставки на соревнования, исход которых зависел от везения игроков. На защиту Гарсайда пришёл местный дартсмэн Вильям Анакин, который попал во все названные судьями сектора в ходе судебного эксперимента, доказав, что результаты этой игры зависят от навыков участников.
Сегодня наиболее популярными вариациями дартса являются 301/501, Раунд, Киллер, Американский крикет, Пять/девять жизней и т. п. Как правило, задача игроков заключается в том, чтобы набрать максимальное количество очков быстрее соперников: в зависимости от типа игры, очки складываются (крикет) или вычитаются из стартового количества очков (301/501/701/901 и т. п.).