WISAMO: надувные паруса-крылья от Michelin

Древние люди научились эксплуатировать силу ветра более 5000 лет назад, однако с пришествием эпохи индустриализации и глобализации парусное вооружение уступило паровым, а затем и дизельным двигателям. В наше время мировая судоходная промышленность начинает движение в сторону декарбонизации отрасли, и одним из самых необычных решений стал проект WISAMO – Wing Sail Mobility от компании Michelin, которая предлагает оборудовать коммерческие суда надувными парусами-крыльями.

WISAMO – Wing Sail Mobility
Michelin

В рамках проекта WISAMO компания Michelin представила миру белые надувные паруса, больше напоминающие талисман производителя Мистера Мишлена, чем традиционное парусное вооружение. Изготовленные из прочного и податливого материала, характеристики которого компания пока решила оставить в тайне, паруса могут раздуваться и складываться одним нажатием кнопки. Для их снаряжения не нужна опытная команда: конструкция автоматически подстраивается под ветер, руководствуясь данными с многочисленных датчиков, которые измеряют скорость и направление воздушного потока. По словам представителей проекта WISAMO, надувной парус можно устанавливать на стандартные грузовые и прогулочные суда: работая параллельно двигателю, они позволят сократить расход топлива на 20% и снизить объёмы выбросов парниковых газов.

Michelin

Руководитель проекта WISAMO Бенуа Дайе утверждает, что по мере ужесточения регуляций декарбонизации альтернативные «зелёные» движители будут становиться всё более востребованными. По данным Международной морской организации, на судоходную промышленность приходится около 3% глобальных выбросов парниковых газов. Декарбонизация отрасли – чрезвычайно медленный и продолжительный процесс, однако современные паруса позволят ускорить переход к более экологичным силовым установкам.

Паруса-крылья
Танкер Timberwolf с турбопарусами / Norsepower

Ветровая тяга давно привлекала судостроителей и судовладельцев, стремившихся ограничить зависимость индустрии от ископаемого топлива. К примеру, ещё в 1920-х годах зародился концепт турбопарусов – роторов Флеттнера, действующих за счёт эффекта Магнуса. Турбопаруса представляют собой вертикальные цилиндры, вращающиеся вокруг собственной оси для образования движущей силы. Впервые их испытали на шхуне «Букау» в 1924 году, а в 1980-х годах к идее турбопарусов вернулся Жак-Ив Кусто, установивший их на судно «Алсион». Спустя десятилетия в 2018 году подобными роторами оборудовали танкер Timberwolf и сухогруз Afros. По некоторым данным, турбопаруса позволяют сократить расход топлива на 8-10%.

Michelin

Благодаря обновлённой структуре, размеру, инновационным материалам и технологичности современные паруса используют энергию ветра гораздо эффективнее своих предшественников. По своей сути они ближе к самолётным крыльям, чем к традиционным тканевым парусам. Их конструкция разработана с целью генерирования подъёмной силы перпендикулярно направлению ветра с минимальным аэродинамическим сопротивлением. По словам руководителя проекта WISAMO, паруса-крылья можно производить в разных размерах, чтобы интегрировать их как в новые судостроительные проекты, так и в уже действующие суда.

 
Впрочем, проект Michelin ещё довольно далёк от полноценной реализации. Компания не спешит делиться информацией о потенциальных клиентах, а тестирование парусов-крыльев пока ограничилось установкой прототипа площадью 93м2 на 40-футовую яхту, курсирующую по озеру Невшатель в Швейцарии. Хотя небольшой экземпляр неплохо показал себя в деле, компания ещё не дошла до оборудования футуристическими парусами 500-футовых сухогрузов и танкеров, которые являются основными источниками парниковых газов. По словам Бенуа Дайе, в 2022 году Michelin планирует протестировать версии площадью от 180 до 280 м2 на коммерческом грузовом судне перед запуском полносерийного производства.

Michelin
Michelin
Альтернативные варианты
BAR Technologies / Cargill

К слову, Michelin – не единственная компания, которая ратует за оснащение грузовых судов инновационными высокотехнологичными парусами. К примеру, британская фирма BAR Technologies уже подписала контракт с американской компанией Cargill, чтобы к 2022 году оборудовать один из её сухогрузов собственной версией парусов-крыльев WindWings. Их 46-метровые паруса не только действуют, но и выглядят как крылья самолёта. В отличие от парусов WISAMO, WindWings изготовлены из стали, а для прохождения под мостами и маневрирования в портах они не сдуваются, но складываются горизонтально. Вариант парусов от BAR Technologies отчасти напоминает концепт швейцарской компании Wallenius Marine «Oceanbird» – парусник будущего, полностью полагающийся на энергию ветра. В отличие от него, паруса WindWings, как и паруса WISAMO, будут работать параллельно традиционной силовой установке, сокращая расход топлива на 25-30%.

Oceanbird / Wallenius Marine

По словам главного исполнительного директора BAR Technologies Джона Купера, полностью парусные суда не могут удовлетворить всех потребностей индустрии. Для большинства представителей судоходной промышленности WISAMO, WindWings и подобные им проекты могут стать промежуточным вариантом для относительно безболезненного перехода на использование более дорогих экологичных силовых установок.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий