De Havilland Comet – первый реактивный пассажирский лайнер

Для рассказа о таком самолете не нужно искать особого повода – его роль в истории авиации трудно переоценить. De Havilland DH. 106 Comet стал первым реактивным пассажирским самолетом в мире.

Прототип перспективного на тот момент самолета Comet

Англия в 50-х годах была лидером в области авиации, ведь после войны у них уже были готовые наработки турбореактивных двигателей, в то время остальные страны только перенимали опыт немецких авиастроителей. И если в военной промышленности реактивные двигатели уже более-менее начали приживаться, то в пассажирской авиации к ним еще не были готовы. При этом в Великобритании еще в разгар войны был создан комитет по пассажирским перевозкам, где реактивные двигатели рассматривали для гражданских целей всерьез.Перспектива была крайне интересной, и помимо высокой скорости перелета, реактивные самолеты также могут похвастаться отличным уровнем комфорта, ведь вибрации у такого типа двигателей несоизмеримо ниже, чем у поршневых. Также важным аспектом стала и безопасность, ведь реактивные двигатели могут без проблем работать на высоте более 11 км, что решает проблему перелетов в плохую погоду. Реклама этого самолета гласила – Восемь миль в минуту на высоте восьми миль в ясном и спокойном небе. Такого себе больше никто не мог позволить на момент презентации Comet.

Самолет впервые показали миру в сентябре 1949 года на авиавыставке в Фарнборо, где он произвел настоящий фурор. К тому моменту Комета еще проходила испытания, но уже успела налетать 15 часов и подняться на высоту 11 км. В октябре был совершен первый тестовый перелет из Лондона в Триполи и обратно, при этом общее время полета составило 6 часов 36 минут. Актуальные на тот момент Douglas DC-4 затрачивали на такой перелет примерно вдвое больше времени. D.H. 106 при этом перелете показал среднюю скорость в 725 км/ч. Позже на пробном вылете из Брайтона в Эдинбург удалось разогнать самолет до 850 км/ч на высоте 13100 метров. Еще позже показатель максимальной скорости удалось довести до 950 км/ч, но это уже было выше норм.

Douglas DC-4

Первые опытные экземпляры были рассчитаны на меньшее количество пассажиров и небольшой почтовый груз, но в ходе разработки становилось понятно, что оптимальным вариантом будет вместимость 36 человек. Основным заказчиком была компания British Overseas Airways, чьи потребности росли в послевоенные годы. 8 пассажиров располагались в люксовом отделении, а 28 – в общем, при этом самолет обслуживали 2 стюардессы.

Самолет обладает особым шармом благодаря расположению двигателей. Более привычной стала компоновка, когда они расположены под крыльями, либо в районе хвоста, но у Comet они расположены прямо в крыле. Это обеспечивало хорошую аэродинамику, ведь двигатели практически не создавали дополнительного сопротивления, но были и существенные недостатки. Обслужить силовую установку с таким расположением значительно сложнее, а в случае выхода из строя или возгорания, она будет находиться в непосредственной близости от фюзеляжа, что опасно. Да и в случае разрушения на оборотах двигатель может также нанести серьезные повреждения самому крылу.

Фото: airliners.net

Первый рабочий вылет успешно прошел 2 мая 1952 года по маршруту Лондон – Рим – Бейрут – Хартум – Энтеббе – Ливингстон – Йоханнесбург. Рейс длиной в 10 821 км прошел в соответствии с предписаниями, за 23 часа 34 минуты. Уже в августе того же года Комета летала и на маршруте Лондон – Цейлон с посадками в Бейруте, Бахрене, Карачи и Бомбее. В феврале 1953 года этот маршрут также имел ответвления с посадками в Дели, Калькутте и Рангуне с конечным пунктом в Сингапуре.

Дальше сеть маршрутов с использованием Кометы стремительно росла, и общая протяженность рейсов составила 43 427 км только за первый год. При этом общий налет составлял уже 196 400 км в неделю. Самолет успел расширить свои воздушные пути, и успел добраться до Токио, Манилы и Окинавы, а средняя загруженность лайнеров составляла 88%. Самолет был действительно прибыльный, но всё же затраты на эксплуатацию были на порядок выше, чем у поршневых самолетов. Далеко не каждая авиакомпания была готова к этому, и De Havilland максимально снизили цену на Комету.

Comet 1A

В начале 1953 года появилась модификация Комета 1А, которая отличалась более мощными двигателями и могла перевозить уже 44 пассажира, а дальность полета выросла на 280 км. Эта модель заинтересовала многие компании по всему миру, в том числе и Canadian Pacific Airlines – в планах было реализовать перелет через Тихий океан из Канады в Австралию. Реактивные двигатели совершенствовались, и с появлением новых силовых установок появилась модификация Comet 2. Она также могла перевозить 44 пассажира, но фюзеляж был удлинен на 1 метр. Масса полезной нагрузки выросла до 6200 кг, а дальность полета увеличилась до 4060 км.

Comet 2

Третья модификация самолета уже вмещала 78 человек, при этом дальность увеличилась на 290 км, а фюзеляж был удлинен на 4.7 метра. Рентабельность перелетов уже перешла на принципиально новый уровень, а De Havilland начала получать заказы со всего мира. Но самолет еще не был полностью готов к эксплуатации, велись испытания.

Comet 3

Стоит отметить, что эксплуатация самолета проходила не без аварий, хоть на тот момент и большая часть из них была по вине экипажа. Comet первой модификации 26 октября 1952 года при взлете в Римском аэропорте разбился из-за того, что летчик преждевременно поднял нос самолета при взлете. Это не дало набрать необходимую скорость для взлета, а остановиться уже не было возможности. Обошлось без жертв, но самолет восстановлению уже не подлежал. Аналогичная ситуация случилась 3 марта 1953 года и в аэропорте Карачи, но уже с Comet 1A, а последствия были тяжелее – погибло 14 человек.

На этом череда катастроф не заканчивалась, и 2 мая 1953 года после взлета еще один самолет буквально развалился после взлета. Экспертиза показала, что возможной причиной крушения стала усталость металлов. Крылья немного доработали, но отнеслись к этому без должного внимания. 10 января 1954 года Comet 1 после взлета недалеко от Римского аэропорта рухнул в Средиземное море, погибло 29 пассажиров и 6 членов экипажа. После детального изучения деталей катастрофы было доработано около 60 элементов, а 23 марта самолеты опять вышли на рейсы, но новая беда не заставила себя долго ждать. 8 апреля того же года Comet 1A упал неподалеку от Неаполя, что унесло жизни еще 28 человек.

На этот раз вопрос стал крайне остро, а компанию De Havilland даже лишили сертификата на поставки самолетов Comet до выяснения обстоятельств. И проблема уже касалась не только репутации компании, а всей британской авиапромышленности в целом. Причиной разрушения фюзеляжа действительно признали усталость металла, а наиболее уязвимым местом стала область ввода радиоантенны. Методы усталостных испытаний были существенно изменены, и действительно, через определенное время имитации летных нагрузок возле одного из иллюминаторов появилась трещина, которая вполне могла бы стать началом серьезного разрушения фюзеляжа.

Comet 1 сняли с производства, а Comet 1A и 2 пришлось дорабатывать, при этом объем работ был достаточно масштабным, а доверие уже было безвозвратно утрачено. Доработки финансировало правительство Великобритании, ведь для компании это был бы слишком большой удар. Иллюминаторы заменили круглыми, обработали все отверстия, а также пришлось заменить листы обшивки самолета более прочными. Направление сопел двигателей пришлось несколько изменить, чтоб избежать попадания горячих газов на хвостовое оперение.

Comet 4

Comet 3 тем временем модернизировали до четвертой, в итоге количество пассажирских мест возросло до 101. Также его оснастили дополнительными топливными баками по 2495 литров, а площадь крыла существенно увеличили. Но самолет уже был не столь актуальным, ведь у него появилось множество конкурентов, не успевших запятнать свою репутацию. Boeing уже заканчивал испытания своего 707-го, а у французов уже был готов самолет Caravelle. 22 марта 1956 года в Лондоне приземлился Ту-104, который произвел неизгладимое впечатление на англичан.

Ту-104

Всё же в 1957 году British Overseas Airways Corporation подписала контракт на покупку 19 Комет четвертого поколения. Первый коммерческий перелет состоялся 14 сентября 1958 года из Гонконга в Лондон – общая протяженность составила 12751 км. Через 3 дня самолетом был установлен рекорд по времени перелета через Атлантику, из Лондона в Гандер – это заняло всего 5 часов 47 минут. Но позже Boeing не оставили шансов Комете, ведь в скором времени их самолеты могли при той же скорости перевозить вдвое больше пассажиров, а расходы были почти вдвое меньшими.

Boeing 707

Годом позже Comet 4 уже летали в Канаду, Иран и Чили, также вернулись на маршруты своих предшественников. За первые 2 года четвертое поколение Кометы налетало 68500 часов – 43.44 миллиона километров, перевезя 327 тысяч пассажиров. За это время не произошло ни одного серьезного происшествия с участием этих самолетов.Позже были заказы на разные модификации Комет, но количество было небольшим. Некоторые модификации даже уменьшали дальность действия в угоду меньшему расходу, а некоторые были оборудовали для ВВС и для перевозки грузов, но в целом история этого самолета была уже окончена.

Кабина пилотов Comet 4

Последний Comet 4 был выпущен на заводе в 1962 году, позже из готовых деталей собрали еще несколько. Самолеты успешно летали по всему миру, и покидать небо не спешили, а последний полет состоялся 14 марта 1997 года.

http://www.airwar.ru/enc/craft/comet.html

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь